Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Читайте также:   СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ И ИКОНЫ-ЗАСТУПНИЦЫ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Что такое мелкая моторика

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика — видео

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

Особенности 5-го года жизни

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Читайте также:  Как научить ребенка переворачиваться с живота на спину

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

Особенности 5-го года жизни

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу. Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы. Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки. Всегда руководствуйтесь принципом «от большого — к маленькому».

или плохом развитии мелкой моторики?

     Как вы уже догадались, если мелкая моторика плохо развита, то это напрямую сказывается на речи, и, как следствие, мышлении ребенка. Разного рода отклонения в формировании речи: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, недоразвитие связной речи накладывают свой отпечаток на развитие ребенка. Если говорить про дошкольный возраст, то у детей может появится неуверенность в себе: он не может нарисовать, слепить, построить и т.д. так как другой ребенок его возраста. Движения неловкие и неуклюжие, ребенок из-за этого может становится агрессивным и обидчивым. Нередко у детей с различными речевыми нарушениями так же отмечаются отклонения в эмоционально – волевой сфере, может быть снижена наблюдательность и мотивация. Плюс ко всему, ребенок с недостаточно развитой речью испытывает различного рода трудности в общении с окружающими. Социально бытовые навыки тоже страдают, ребенок становится менее самостоятельным. А самостоятельность играет не последнюю роль в развитии, об этом я писала в статье «Медвежья услуга или почему важно научить ребенка самостоятельности».

Читайте также:  Какие книги нужно обязательно читать детям 4-5 лет, и почему

     Если рассматривать школьный возраст, то однозначно можно говорить о трудностях обучения. Потому что хорошо развитая мелкая моторика – это один из показателей готовности к школьному обучению. В школе ребенку будет необходимо освоить навык письма, и если мелкая моторика будет плохо развита, то и с письмом будут возникать трудности. Как следствие, ребенок будет не успевать за ходом урока, излишне переживать из-за того, что у него что-то не получается, что в итоге приведет к негативному отношению к учебе и школе.  И это всего лишь небольшая часть последствий, которые лежат на поверхности В рамках данной статьи, не представляется возможным описывать все возможные последствия. Единственное, о чем должны помнить родители, что дошкольный возраст – уникальный и очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике отводится большая роль.

     Надеюсь, уважаемые читатели, данный материал оказался для вас полезным. Если у вас после прочтения появились какие-то вопросы, то буду рада ответить на них в комментариях. О том, как развивать мелкую моторику и с какого возраста это нужно делать мы поговорим в следующий раз.

Доски Сегена (разборные картинки)

Самый простой вариант паззлов, доступный даже годовалым карапузам. Представляют собой фанерные дощечки с картинками, которые разрезаны на несколько частей. В каждую часть вставлена маленькая ручка – чтобы деталь можно было легко вынуть из рамки, а потом вставить на место. Для самых маленьких частей должно быть немного – не больше 2-3. Потом, разумеется, их количество постепенно увеличивается.

Желательно, чтобы место разреза картинки не проходило через фигурку или через хотя бы через голову человека или животного. Во-первых, голова персонажа служит для ребенка неким смысловым центром композиции, а во-вторых, некоторые чувствительные дети очень расстраиваются, когда собачка или человечек «разрезан».