Воспитывайте Гибкое Сознание в Ребенке для его Успеха в Будущем

Присылаем лучшие статьи раз в месяц

Что за гибкие навыки вообще

Гибкие навыки (или soft skills) — это универсальные навыки, отражающие твои личные качества, насколько хорошо ты умеешь:

  • взаимодействовать с обществом,
  • быстро обучаться,
  • своевременно реагировать на форс-мажоры,
  • работать в условиях полной неопределённости и так далее.

Гибкие навыки нужны всем и каждому, вне зависимости от должности, специальности и статуса. Они влияют на любую деятельность человека, но при этом не связаны напрямую ни с одной из профессий. В незнакомой обстановке любой неподготовленный человек, будь он менеджером по продажам или нефтяным магнатом, растеряется. А ты, владея soft skills, сможешь подстроиться под ситуацию.

Ещё есть hard skills — профессиональные навыки: степень владения инструментом, опыт вождения, уровень знания языка и так далее. Эти навыки не даром hard, то есть жёсткие — в рамках определённой специальности они плюс-минус одинаковые. А вот с soft skills всё не так — в разных ситуациях тебе потребуются различные навыки, вне зависимости от твоей специальности.

Гибкое сознание против фиксированного сознания

В основном разница между прививанием гибкого и фиксированного сознания в ребенке является очень тонкой.

И тот и другой образ сознания включает в себя оценку, но одно базируется на значении процесса обучения, а другое закрепляется на результатах обучения.

Гибкое сознание создает влечение к обучению, а фиксированное сознание – желание утвердиться, и его более вероятно достичь.

Это особенно важно для детей, в которых воспитывают фиксированное сознание, в дальнейшем сформировавшееся в понятие безотказности.

Другими словами, если ребенок, имеющий фиксированный образ мыслей, не достигает определенной задачи, то воспринимает это как провал, в то время как ребенок с гибким мышлением вряд ли посчитает себя неудачником, несмотря на то, что он не добился своей цели.

Эмоциональный интеллект

Первой ласточкой в этом направлении, после которой об эмоциональном интеллекте заговорили все, стала работа журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ», опубликованная ещё в девяностые годы.

Читайте также:  Кровь новорожденного \ Что нужно знать родителям?

Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:

1. Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.

2. Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.

3. Знание своих сильных и слабых сторон.

4. Умение управлять своими эмоциями.

Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль. Снова – комплекс определённых навыков.

Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом). Знания об эмоциональном интеллекте пригодятся классному руководителю, который может столкнуться с необходимостью решать какие-то конфликты.

Мышление ребенка раннего возраста

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.

Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.

Читайте также:  Как ухаживать за детскими зубами? BeautyHack подскажет \ Что нужно знать родителям?

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно — родовое понятие, другое — обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.

Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным..

В одном из исследований детям от 3 до 7 лет предлагали решать задачи трех типов: в наглядно-действенном плане, в наглядно-образном и в словесном.

В первом случае ребенок мог достичь цели, пользуясь рычагами, смонтированными на экспериментальном столе; во втором случае мог решить аналогичную задачу, пользуясь только рисунком; в третьем случае условия задачи экспериментатор сообщал словесно, а ребенок рассказывал, как он решит ее (исследование Г. И. Минской).

Результаты получились следующие:

Возраст детей, лет Решили задачи (в % к числу предложенных)
в наглядно- действенном плане в наглядно-образном плане в словесном плане
3-4 55 17,5
4-5 85 53,8
5-6 87,5 56,4 15
6-7 96,3 72 22

Типы мышления: этапы развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

Типы мышления: этапы развития ребенка
  • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное мышление

Типы мышления: этапы развития ребенка

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Читайте также:  Как повысить мотивацию к учебе в начальной школе

Наглядно-образный тип мышления

Типы мышления: этапы развития ребенка

Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое мышление

Типы мышления: этапы развития ребенка

В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

Типы мышления: этапы развития ребенка

При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление (креативность)

Типы мышления: этапы развития ребенка

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.

Почему важно развивать навыки soft skills?

Навыки будущего soft skills все больше и глубже проявляются в жизни современных людей, независимо от того где они живут, чем занимаются, сколько им лет, знают они про эти понятия или нет.

Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития навыков soft skills у детей дошкольного и школьного возраста, важно понимать, что ждет этого ребенка (сегодняшнего дошколенка или школьника), когда он станет взрослым. С какими умениями и качествами он войдет в мир ближайшего будущего, который, как сейчас уже очевидно, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

 А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности