Первое слово: что нужно знать о развитии речи ребенка

Любых родителей, воспитывающих малыша до года, волнует вопрос о своевременном речевом развитии. Ведь формирование речи является неотъемлемой частью гармоничной социализации и коммуникации ребенка. В каком возрасте малыш должен начать говорить, что подразумевает под собой понятие «развитие речи» и какие факторы влияют на его формирование рассмотрим в данной статье.

Этапы развития речи

Умение произносить слова у детей развивается поэтапно, и с каждым этапом малыш встретится в любом случае, независимо от национальности и разговорной речи, окружающей его. Какая-то стадия развития говорения длится дольше, а какая-то — меньше. Всего же существует пять ступеней речевого развития:

Этапы развития речи
Этапы развития речи
  1. Крик. С первых минут жизни грудничок общается с родителями только при помощи крика. Так карапуз сообщает о своей жажде или голоде, каком-либо дискомфорте или болезненных ощущениях. Если вовремя начать прислушиваться к малышу, то уже на этом этапе заботливые родители смогут различать разные виды крика.
  2. Гуление. Обычно к трём месяцам жизни довольный малыш начинает гулить («Агу», «Гу», «Уа», «Га») — так он выражает чувство удовлетворения. Ребёнок познаёт навыки движения языком и всячески приучает речевой аппарат к произношению звуков. Но каждый малыш индивидуален, поэтому с этим этапом можно встретиться как в два месяца, так и в четыре.
  3. Лепет и проговаривание слогов. К этой ступени дети подходят примерно в 7−8 месяцев. Ребёнок начинает проговаривать разные слоги (лепетать), не связывая их с определёнными словами или образами. Например, произнося «Ба-ба-ба», он вовсе не имеет в виду бабушку. На этой ступени осваивается основная часть звуков.
  4. Первые слова. Самое первое слово малыши произносят ближе к годику. В этом периоде их словарный запас расширяется в среднем до 10 слов. Дети произносят их не как полноценное слово, а, например, вместо кошки говорят «Мяу».
  5. Осознанная речь. Обычно уже к двум годам ребёнок обладает определённым запасом слов, которыми общается со взрослыми. Такого набора вполне хватает, чтобы позвать родителей, попросить включить мультик или достать конкретную игрушку. На этом этапе дети часто говорят о себе в третьем лице, и это считается нормой. Начиная с этой ступени речь малыша очень быстро развивается, пополняется словарный запас.
Этапы развития речи

Всему свое время

Речь — это сложная функция головного мозга, для развития которой необходимы время и благоприятные условия. Речь — это не только то, что ребенок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит. Без паники!

Известный логопед и дефектолог Евгения Ершова написала книгу «Без паники!», которая поможет разобраться в том, как развивается речь вашего ребенка.

Эта книга поможет вам:

— перестать волноваться, когда действительно нет повода;

Всему свое время

— развивать речь ребенка, но не подталкивать его, опережая естественный ход событий;

— не сравнивать вашего ребенка с другими детьми, а подмечать его развитие;

— а если что-то действительно идет не так — собраться с духом, осознать, что у ребенка есть речевые проблемы, и начать их решать.

Нормы речевого развития ребенка в возрасте 1-года

Сразу отметим, что вопрос «норм» спорный. С одной стороны, существующие нормы развития позволяют маме вовремя заметить, если что-то идет не так. Но с другой стороны, невозможно привести в систему такой сложный и многогранный процесс, как развитие психики и, в частности, становление речи ребенка.

Считается, что первое слово малыш произносит в возрасте около года, а к полутора годам он использует уже около 8-20 слов. При этом словами в данном случае считаются не только «полноценные» слова, но и лепетные, такие как «би-би», «буль-буль», «бух» и т.д.

Ключевым критерием «слова» здесь является его устойчивый характер и осознанное употребление малышом по отношению к определенному предмету, действию, человеку.

У моего сына, примерно в 1,1, кроме необходимых коротеньких слов (мама, папа, на, та и т.д.), первыми словами были «бабочка», «обувь» и «экскаватор». Причем, говорил он их четко и друг за другом по очереди. Наверное, просто звучание нравилось. — Наталья Мунгалова.

В период между 18 и 24 месяцами активный словарь малыша стремительно увеличивается и к 2-м годам он не только использует в речи около 50 слов, но и начинает строить из них первые фразы из двух слов. Ребенок уже понимает значение предлогов и глаголов в знакомых фразах.

За следующее полугодие ребенок еще больше осваивает грамматику родного языка, начинает использовать в речи все больше глаголов и местоимения. К 2,5 годам ребенок уже говорит предложениями из 3-4 слов, легко запоминает простые песенки и стихи.

Дальнейшее развитие речи ребенка вплоть до достижения им трехлетнего возраста идет по пути усвоения более сложных грамматических конструкций, накопления активного словаря и совершенствования звуковой стороны речи. Как правило, трехлетний ребенок становится для своих родителей вполне понятным и приятным собеседником. Чего не скажешь о посторонних людях, для которых некоторые слова и фразы трехлетки все еще могут представлять настоящую абракадабру.

Здесь приведены лишь опорные точки, которые служат показателями развития речи ребенка раннего возраста наряду с другими факторами, такими как понимание им обращенной речи, речевая активность, адекватное проявление эмоций в процессе общения, использование интонации, мимики и жестов, наличие потребности в общении.

Возможные причины молчания

Если ребенок не говорит или практически не разговаривает, всему виной могут быть определенные факторы.

Возможные причины молчания
  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей или оба начали поздно говорить, то высока доля вероятности, что и у малыша будет задержка.
  2. Половая принадлежность карапуза. Нужно понимать, что мальчики в силу своего развития начинают говорить позднее, чем девочки.
  3. Отсутствие полноценного эмоционального общения. Если у ребенка нет возможности наблюдать за тем, как кто-то говорит, сопровождает свою речь жестами и мимикой, различными интонациями, то у него будет отставать речевой навык.
  4. Гиперконтроль родителей. Если мама или папа постоянно препятствует попыткам познать мир, запрещают карапузу делать то, к чему он стремиться, они блокируют желание начать говорить.
  5. Продолжительное использование соски-пустышки, в результате чего развивается неправильный прикус, приводит к дефекту речи.
  6. Влияние стрессовых факторов. Если в семье постоянные конфликты или ребенок растет вдали от родителей, это оказывает воздействие на его психику. Одной из последствий является проблемы с речью, нежелание говорить.
  7. Отсутствие мотивации. Если ребенок с раннего возраста привык к тому, что родители распознают его жесты, указывающие на те или иные потребности, у него не появляется необходимость начинать произносить какие-либо звуки, ведь его и так все понимают.
  8. Наличие информационной перегрузки может приводить к проблемам с речью. Ситуация, когда мама с папой пытаются с ранних лет обучать ребенка счету, чтению, еще и иностранному языку.
  9. Индивидуальный темп. Запоздалая речь может быть особенностью ребенка, и он совершенно не отстает в развитии. Просто не пришел еще его час, карапуз обязательно начнет говорить, когда наступит его время.
  10. Педагогическая запущенность. Ситуация, когда родители совершенно не занимаются с ребенком, не пытаются развивать его речевой навык, не выполняют необходимые упражнения.
  11. Негативизм у малыша. В ситуации, когда родители постоянно требуют от карапуза, чтоб он начал говорить, ребенок в какой-то момент просто замыкается, протестуя против требований мамы или папы.
  12. Взросление в двуязычной семье. Если ребенок растет, постоянно слыша, как люди говорят на двух языках, ему сложно распознать одну речь, сформировать свой лексикон.
  13. Тяжелые роды матери или внутриутробная гипоксия могут повлиять на отставание речи.
  14. Несовершенство артикуляционной системы. Например, если у ребенка короткая подъязычная уздечка, ему будет сложно изъясняться.
  15. Проблемы со слухом. Необходимо понимать, что для формирования словарного запаса ребенок должен, в первую очередь, воспринимать речь на слух.
  16. Наличие алалии — недоразвитости речевых центров. Возможно в случае с повреждением головного мозга в младенческом возрасте или в период внутриутробного развития.
  17. Отклонения в интеллектуальном развитии: аутизм, генетические заболевания, синдром Дауна могут повлиять на отставание речи.

Признаки задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько причин, провоцирующих задержку речевого развития:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей с запозданием начал говорить, то ребенку вероятнее всего передастся такая особенность.
  2. Неврологические нарушения. В первую очередь задержка речи может стать следствием гипоксии, которая развивается при тяжелых родах.
  3. Индивидуальные особенности. Активные и эмоциональные дети намного быстрее начинают произносить слова, чем флегматичные.
  4. Проблемы в семье. Дети интуитивно ощущают напряженность, царящую между родителями. Они замыкаются в себе и плохо идут на контакт.
Читайте также:  Возрастные нормы развития двигательных навыков у детей

Существует несколько признаков, которые указывают на проблему с речью:

Признаки задержки речевого развития
  • годовалый малыш не произнес ни единого слова, отсутствует звукоподражание;
  • в 1,5 года не реагирует на собственное имя и игнорирует просьбы показать (принести) что-нибудь;
  • при достижении двух лет не повторяет слова, сказанные старшими, не составляет словосочетания;
  • в 2,5 года не может идентифицировать цвета или части тела;
  • к 3 годам не в состоянии составить простое предложение, не улавливает суть простого рассказа.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду

Общие советы и рекомендации

Главный принцип в процессе обучения — не навредить. Ни в коем случае нельзя стыдить малыша, ругать. Так можно вселить в него неуверенность в собственных силах и страх совершить ошибку. Это негативно скажется на его поведении во взрослой жизни. Нервная система у всех разная, и для некоторых детишек недовольство родителей может послужить причиной полного отказа от разговора на длительное время.

  1. Не отрицайте проблемы. Если трехлетний ребенок говорит мало, невнятно или вовсе молчит, предпочитая язык жестов — ему надо помочь. Это можно делать в домашних условиях или обратиться к специалистам, которые дадут профессиональные рекомендации и ответят на вопрос как научить ребенка говорить в 3 года.
  2. Не сравнивайте с другими детьми. Каждый развивается по индивидуальному расписанию. Имейте терпение, выдержку, будьте внимательны к успехам вашего малыша. Хвалите за достижения, определяйте новые цели. Не надо ставить в пример соседского мальчика Степу, который в два года говорит должным образом и знает все буквы алфавита.
  3. Не жалейте времени на разговоры с ребенком. Они позволяют накапливать детям достаточный объем пассивного словарного запаса, нужный для старта речи.
  4. Все занятия проводите исключительно в игровой форме, с согласия малыша. Используйте развивающие игрушки. Они способны увлечь любого «молчуна» и принести неоценимую пользу. Помните, что принуждение — плохой мотиватор.

Вопрос «как научить ребенка говорить» решить не сложно. Если любить малыша, уделять ему достаточно внимания, больше общаться, можно преодолеть любые трудности. Запаситесь терпением и уверенностью, что все получится. Ведь правильное и своевременное развитие речевого аппарата ребенка зависит только от вас. Больше информации о развитиии ребенка можно узанть в нашем блоге.

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

Советы родителям

Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.

Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в 9 месяцев

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

***

Дует пастушок в дуду –Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

***

Гуси, гуси, га-га-га,Есть хотите? Да-да-да.

***

Мы приехали сюда!Да-да-да! Да-да-да! (задорно)

Отворяйте ворота!Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)На лошадках я и ты!Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)На лошадках мы скакалиИ немножечко устали. (устало)Скоро ль будет угощенье?Молоко, кефир, печенье?У-у-у? О-о-о? (вопросительно)Ели-ели угощенье,Выражаем восхищенье:М-м-м-м (довольно)

Развитие речи у детей до лет

В год ребенок должен уже овладеть начальной базой, а затем его речевые навыки продолжают развиваться. Он уже умеет отказывать, если, например, не хочет есть, начинает строить простые фразы, запоминает большое количество новых период сопровождается лексическим взрывом. Речь наполняется глаголами и другими частями речи, кроха уже может произнести до 300-400 слов.

Мамам и папам в таком возрасте следует:

  1. Использовать в разговоре новые слова, вовлекая в диалог ребенка. Специалисты утверждают, что чем чаще родители общаются с детьми до двух лет, тем выше будет интеллект в подростковом возрасте. Очень важно, чтобы малыш шел на контакт.
  2. Притворяться, что не понимают ребенка, и просить объяснить словами, выстраивая простой диалог.
  3. Поощрять попытки вступить в разговор. Если малыш сказал что-то непонятное, необходимо переспрашивать, но не выражать раздражение, проявляя только любовь и терпение.
  4. Привлекать к домашним делам. Можно попросить принести что-то или убрать за собой.
  5. Учить маленьких детей новым словам довольно трудно. Со сложностями сталкиваются не только родители, но и сам ребенок, так как он должен научиться управлять сотней мышц речевого тракта. В этом помогают мыльные пузыри.

Если малыш в полтора года не слушает окружающих, не произносит слова осознано, стоит заволноваться.

Посетить специалиста следует, если в 2 года ребенок не повторяет за взрослыми, не может ответить на простой вопрос и общается больше с помощью жестов.

По каким причинам происходит задержка развития речи

Профессионалы выделяют две основные причины нарушения речевого развития у малышей – социальные и физиологические. К первым относят:

  • Отсутствие тесного и близкого общения с мамой и папой. Родители не осуществляют тактильного контакта с младенцем, не стараются разговаривать с ним.
  • Отсутствие развивающих занятий в играх с малышом. Всевозможные потешки, игры на развитие мелкой моторики стимулируют развитие речи.
  • Игнорирование родителями возможности разговора с малышом. Папа и мама не поддерживают диалог с младенцем, не стараются угадать его желания по жестам и дать им названия.
  • Разговор с малышом по принципу сюсюканья или слишком быстро, отрывисто. В этом случае кроха не понимает и не успевает уловить смысл сказанного.
  • Асоциальная среда, в которой растет малыш. Родители-алкоголики, родители-скандалисты и подобное провоцируют развитие психологической травмы у малыша. Та отображается в нежелании развиваться и говорить.
  • Регулярный чрезмерный шум. Особенно негативно влияют на речевые центры ребёнка слишком громкая музыка или разговорная речи из телевизора. Слова и фразы оттуда звучат отрывисто, что мешает малышу воспринять информацию должным образом.

К физиологическим причинам нарушения разговорной речи специалисты относят любые патологии медицинского характера. В том числе проблемы с лор-органами, родовые травмы, неврологический расстройства.

Зная, в каком возрасте дети начинают говорить, не стоит подгонять своего ребенка под установленные рамки, поскольку каждый кроха индивидуален.