Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы

Усиливаем методику с помощью сюжета, игровых механик и иллюстраций.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Уборка как развивающее занятие

Для самых маленьких классификации имеет смысл только в том случае, если с ней связно какое-то практическое действие. Раскладывать карточки с птичками и рыбками малышам кажется на редкость глупым занятием. Но зато наводить порядок – это настоящее дело! Кстати, известный педагог М. Монтессори считала, что трехлетки особенно стремятся упорядочить для себя мир. Знают это и вальдорфские педагоги. Поэтому после каждой игры под немудреную песенку они начинают вместе с детьми раскладывать игрушки по местам. В одну корзинку – ракушки, в другую – каштаны, в третью – желуди. Можно пока даже ничего не объяснять ребенку. Он и сам увидит, что камешек, случайно попавший в корзину с желудями, выглядит в ней как-то неуместно. Заметит и переложит в другую коробочку. Между прочим, это и есть первый опыт классификации.

Читайте также:  Антибиотики при грудном вскармливании, какие антибиотики можно при грудном вскармливании \ Что нужно знать родителям?

Очень наглядно для ребенка и распределение по цвету. Можно, например, подобрать для хранения небольших игрушек коробочки разных цветов. В красную коробку отправятся красные игрушки, в желтую – желтые и т.д. Можно и обычные обувные коробки оклеить цветной бумагой или хотя бы положить внутрь коробок яркие листы разных цветов.

Пусть вас не смущает, когда в одной игрушке одновременно встречаются сразу несколько цветов. Так даже интереснее – ее можно положить то в одну, то в другую коробку. А для тех, кому это занятие кажется бессмысленным, напомним, что таким образом дети осваивают понятия множеств и их пересечения.

Методика Сергея Полякова для обучения детей счету

Начинать занятия педагог советует в тот момент, когда ребенок впервые увидел и проявил интерес к цифрам, кубикам и книгам, т.к. в этот период познавательные способности находятся на своем пике.

Для начала вам понадобятся всего пять одинаковых кубиков и небольшая коробка, разделенная на пять отсеков. Также нужно написать на альбомных листах цифры от 1 до 5. По мере освоения игры количество кубиков будет увеличиваться (до 100), вследствие чего и коробку нужно будет смастерить большую.

Итак, все занятия носят форму игры. Первое занятие проходит с двумя кубиками. Один вы кладете в коробку и говорите малышу, что это один кубик. В это же время кладете перед ребенком лист с цифрой 1. Теперь прибавляете к первому кубику еще один, а лист с цифрой 1 заменяете на лист с цифрой 2. После этого просите свое чадо повторить эту же последовательность действий, но будьте готовы, что повторений будет немало.

На следующем этапе игру нужно усложнить. Скажете малышу, чтобы он представил, что коробка это маленький домик, а кубики это его жильцы гномики. Покажите, что дома один гномик, но к нему в гости пришел второй. Попросите ребенка сказать, сколько теперь в домике гномиков.

Как только второй гномик несколько раз придет и уйдет, сделайте для домика крышу, накрыв коробку картоном или тканью. Проделайте те же самые манипуляции с кубиками, а ребенок пусть считает, сколько в домике гномиков, не смотря на них. В процессе кроху нужно всячески подбадривать, хвалить и говорить ему, что он все делает правильно. Это позволит подогреть интерес к игре.

Следующие занятия проводятся по такому же принципу с той лишь разницей, что увеличивается количество кубиков сначала до трех, потом до четырех, и так до десяти. После этого допускается начинать складывать и вычитать двухразрядные числа.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Сделайте несколько коробок для десяти кубиков, чтобы ваш ребетенок познакомился с понятием разряда числа. А наглядность выполняемых действий будет способствовать тому, что он научится считать даже достаточно большие по его меркам числа. Но имейте в виду, что сразу же сложные примеры давать не стоит начните со сложения трех и восьми, двух и девяти, семи и пяти и т.д.

Помимо описанного выше метода Полякова есть и несколько других методик раннего развития, которые настолько же эффективны, просты и популярны.

Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Читайте также:  Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы

Раздел «Буквенный лес»

Образовательная задача

В этом разделе мы знакомим детей с буквами и звуками, помогаем почувствовать эмоциональную связь с ними, чтобы лучше запомнить. Для этого разработали персонажей, каждая деталь образов которых помогает в запоминании буквы.

На основе описания героя-буквы, созданного методистом из пула характеристик, начинающихся с этой буквы или имеющих ее в составе.

Методика обучения

На каждом уроке ученик изучает два звука, их сочетания друг с другом и с ранее пройденными звуками.

Помимо этого упражнения помогают закрепить образы букв, распознавать их на слух и при чтении.

Как помогает дизайн

Характер каждого букварика, его внешний вид и окружение указывают на одну конкретную букву, чтобы ученику было проще ее запомнить

Все задания и действия озвучены, печатных текстов нет. Гид-сова и дневник прогресса направляют ребенка.

Иллюстрация и персонажи

Букварики — это буквы в образах лесных жителей, со своими характерами и увлечениями. Они умеют ходить, прыгать, бегать и передвигаться по пространству курса самыми разными способами: на роликах, самокатах и более необычных механизмах — в зависимости от буквы.

Есть маломобильные персонажи на суперкреслах. Мы решили показать, что такие букварики ничем не отличаются от остальных: они так же здорово справляются со всеми заданиями, такие же симпатичные, модные и крутые.

Динара Галиева Иллюстратор