Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года

Кризисы возрастного развития являются результатом депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

Кризис года

Характеристики кризиса 1 года можно назвать следующие:

  • появление новых возможностей;
  • всплеск самостоятельности;
  • появление аффективных реакций в ответ на непонимание;
  • речь.

К первому году жизни ребенок начинает ходить. Его представления о мире переворачиваются, у него появляется некая автономия. Если до этого его, в основном, носили взрослые, то теперь он может направляться сам, куда пожелает.

Не всех родителей устраивает подобное положение, и они начинают ограничивать его самостоятельность. В ответ на это ребенок начинает выражать недовольство. На данном этапе многие родители начинают использовать условное подкрепление (кричать, запугивать, ругать). Эти действия делаются для того, чтобы ограничить активность малыша. В будущем они могут негативно сказаться на его поведении, ведь у него в памяти останется то, что быть активным и проявлять самостоятельность – это плохо.

Родителям в данный период следует не ограничивать передвижения ребенка. Единственное, что важно – сделать среду максимально безопасной. Под контролем взрослых следует поощрять активность малыша и первые проявления самостоятельности.

КАКИЕ ВИДЫ КРИЗИСОВ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ

Психологи, составляя календарь развития ребенка, выделили основные, с которыми сталкиваются родители крох, детей-школьников и подростков. В нем выделено несколько основных кризисов, которые могут существенно испортить жизнь. Это:

— кризис новорожденного: начинается, когда кроха делает первых вдох;

— кризис 1 года: в этот период малыш начинает получать рамки;

— кризис 3 лет: этот период часто характеризуется, как «я — созидатель»;

— кризис 7 лет: ребенок начинает ассоциировать себя как полноценного члена общества;

— подростковый: основной причиной такого кризиса является половое созревание.

Симптомы кризиса

Как проявляются кризисы детского возраста, зависит от характера, темперамента ребёнка, обстановки вокруг него, а также от отношений с родителями и окружающими людьми. Но есть ряд симптомов, которые наблюдаются практически у всех деток, различаясь только по возрасту.

Годовалый ребёнок проявляет кризис следующим образом:

  • громко плачет, но при этом нет слёз;
  • совершает резкие движения, например, машет руками, ногами, мотает головой;
  • активно задействует мимику лица, к примеру, хмурит брови, сужает глазки;
  • кричит с требовательной интонацией в голосе;
  • проявляет чрезмерное любопытство;
  • не может усидеть на месте;
  • начинает противодействовать требованиям родителей, например, отказывается принимать пищу или одеваться;
  • становится слишком назойливым.

В 3 года поведение малыша отличается следующими чертами:

  • не слушается родителей;
  • становится слишком упрямым;
  • проявляет негативные эмоции;
  • устраивает бунт против мамы и папы, когда те что-то требуют от него;
  • начинает драться с родителями, кусаться, царапаться;
  • проявляет своеволие;
  • отдаляется от матери и отца;
  • отличается повышенной жадностью, вредностью;
  • ревнует родителей к другим деткам.
Читайте также:  Адаптация в детском саду: консультация для родителей

Признаки кризиса в 7 лет выглядят у ребёнка таким образом:

  • не слушается маму и папу;
  • желает быстрее стать взрослым, поэтому начинает подражать окружающим людям, отказывается играть с детьми младше себя;
  • не реагирует на требования, критику родителей;
  • обижает других детей, причём делает это осознанно.

В подростковом возрасте кризисный период чувствует особенно остро. Многие дети становятся невыносимыми, поэтому родители не справляются с ними. Отношения между родными людьми часто накалены до предела.

Основные симптомы кризиса у подростков:

  • настроены враждебно, отвергают критику со стороны;
  • часто конфликтуют не только с ровесниками, но и взрослыми людьми;
  • постоянно пытаются нарушать любые правила и запреты;
  • стремятся к одиночеству;
  • заменяют реальное общение на виртуальное;
  • отличаются вспыльчивостью;
  • не желают учиться в школе.

Кризисы у детей отличаются по возрастам, но всё же всем им присущи такие черты, как:

  • непослушание;
  • бунт;
  • замкнутость;
  • снижение авторитета родителей;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная вспыльчивость, раздражительность;
  • агрессия.

Заметив подобные признаки, родителям стоит принять меры по преодолению кризисного периода в жизни ребёнка. В этом помогут рекомендации опытных психологов.

Жизнь без запретов

Самая мудрая тактика родителя в этот период – запрещать по минимуму, или, во всяком случае, согласовывать свои запреты со всеми членами семьи. Ничего хорошего из того, что бабушка будет разрешать ребенку то, что запрещают родители, не выйдет. В таком возрасте ребенок просто не способен понять, почему вчера было можно, а сегодня нет — возмущению его не будет предела. Да и в дальнейшем непоследовательность в системе воспитания отразится на характере ребенка не лучшим образом. На данный же момент мудрее всего просто убрать подальше все вещи и предметы, опасные для здоровья малыша или дорогие вашему сердцу. На розетки поставьте заглушки, заприте шкафы, если не желаете, чтобы малыш ненароком заглянул и переворошил их содержимое. Оставьте в свободном доступе безопасные предметы и игрушки. Пусть ребенок изучает окружающую действительность без постоянных окриков «нельзя» и «не трогай» с вашей стороны. Помните, что чем больше у вашего чада пространства для исследований и творческих порывов, тем больше свободы для развития. В этом возрасте растет потребность ребенка в вербальном общении (то есть общении с помощью речи). Но парадокс в том, что лучше осознавая свои желания, ребенок далеко не всегда может выразить их словами. Детская речь своеобразна и порой понять маленького человечка могут лишь самые близкие люди. Если же родитель порой сразу не может понять, что жаждет донести до него чадо, всё может закончиться вспышкой агрессии или слезами.

У каждой семьи в этот период есть свой собственный словарик, где каждое слово ребенка, не понятное окружающим имеет своё значение. Так же на помощь деткам приходят мимика и жесты, то, что невозможно выразить с помощью речи, они выражают с помощью движений рук, ног, выражения лица. Родителю лишь остается учиться считывать все эти сигналы, которые так активно посылает ему взрослеющий сынок или дочка. Учтите, что малыш сейчас понимает гораздо больше, чем вам кажется, именно поэтому, так важно как можно чаще общаться с ним, рассказывать про окружающие предметы и явления, озвучивать происходящее вокруг. Это служит основой для дальнейшего развития ребенка.

Преодоление кризисов

Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:

1 год:

  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов надо и нельзя.

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать ярлыков;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

Преодоление кризисов
  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, точки соприкосновения;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.
Читайте также:  Шкала Апгар: нужно ли переживать, если показатели не очень высокие?

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Календарь скачков развития у детей до года

Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:

Неделя жизни ребенка Предполагаемое поведение грудничка в этот период
1 – 4 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
5 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
6 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
7 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
8 – 9 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
10 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
11 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
12 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
13 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
14 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
15 – 19 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
20 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
21 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
22 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
23 – 26 Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
27 – 30 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
31 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
32 – 33 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
34 – 37 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
38 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
39 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
40 – 41 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
42 – 46 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
47 – 48 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
49 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
50 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51 – 55 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.

При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства.

Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.