Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года – рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:

  • Прыжки на месте на обеих ногах.
  • Бросание мяча об стену.
  • Подбрасывание воздушного шарика или мячика вверх.
  • Ходьба по скамейке или брусу.
  • Имитация движений животных (повторение за взрослым).
  • Ползание на животе (словно гусеница или удав).
  • Бег (медленный, быстрый, на носочках).
  • Стучание ногами по полу в положении сидя (упражнение «Барабан»).
  • Перекатывание по полу («Колобок»).
  • Поднимание упавших объектов (приседая или нагибаясь).
  • Доставание высоко расположенных предметов (они могут находиться в руках у мамы, малыш при этом должен высоко поднять руки).
  • Перемещение крупногабаритных легких вещей (к примеру, пустых картонных коробок).
  • Ходьба на носочках (ближе к трем годам – на пяточках).
  • Подлезание под туго натянутой лентой.
  • Выполнение упражнения «Поймай солнечного зайчика» (пускает зеркальцем мама).
  • Участие в коллективных играх (хороводы, догонялки и т. п.).
  • Висение на кольцах, турнике либо руках взрослого.
  • Лазание по шведской стенке.
  • Ходьба (или умеренный бег) по своеобразным кочкам – хаотично разбросанным подушечкам, книгам и т. п.
  • Упражнения на фитболе.
  • Ходьба на руках (взрослый при этом держит малыша за ноги).
Читайте также:  Бессимптомная пневмония: почему нет температуры и кашля?

Возрастные этапы и связанные с ними особенности психического развития детей

Психическое развитие в младенчестве от 0 до 2 лет

Для молодых родителей, особенно тех, у кого родился первый ребенок, это интересное и одновременно сложное время. Уже в этом возрасте у малыша начинает закладываться качества, которые повлияют на всю его жизнь.

В это время мамы и папы начинают узнавать своего ребенка, малыш уже проявляет индивидуальность, непохожесть на других. Родители должны научиться понимать, уважать, поддерживать и поощрять уникальность своего ребенка.

В это время очень важно не разрывать эмоциональную и физическую связь малыша и мамы. Только рядом с родным человеком ребенок будет чувствовать себя хорошо и спокойно.

Психическое развитие у дошкольников от 2 до 5 лет

В это время ребенок активно осваивает мир вокруг себя. Он самостоятельно передвигается, начинает говорить и понимать, как называются вещи, которые его окружают. В это время ребенок начинает разделять себя и маму. Этому возрасту характерно появление в лексиконе малыша слова «нет».

У маленького человека начинает формироваться эмоциональная регуляция. Родителям важно помочь ребенку научиться правильно реагировать на изменения окружающей среды – удивляться, радоваться, пугаться. Ребенок должен не просто уметь говорить «нет», но и принимать «нет» от окружающих.

Родителям стоит поощрять стремление ребенка к познанию мира, тогда он будет активно формироваться и физически и интеллектуально. Малышу необходимо общение со сверстниками, но на первом плане взаимоотношение с близкими. В это время уже начинается подготовка к школе, ребенок должен учиться конкурировать со сверстниками и физически, и интеллектуально. Важно развивать коммуникативные навыки. Мама и папа должны обеспечить оптимальную комбинацию ободрения, поддержки и родительского руководства.

Психическое развитие у младшеклассников от 6 до 12 лет

Это время активного познания, первых серьезных побед и первых неудач. Дети в этом возрасте реализует себя в спорте, учебе или творчестве. Ребенок должен понять, что разочарование может быть очередным шагом к будущему успеху. Он учится находить свои сильные и слабые стороны.

В школе у ребенка появляются новые обязанности, возрастает нагрузка. Он учится самодисциплине, умению принимать решения. Родители должны предоставить школьнику чуть больше самостоятельности, при этом неустанно следить за ним. Близким важно оказать ребенку поддержку, если у него что-то не получается. Обязательно нужно хвалить младшего школьника за его первые достижения. Это позволит ребенку сформировать адекватную самооценку, он научится анализировать свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Читайте также:  Как развивается малыш в возрасте двух лет и одного месяца?

Психическое развитие в подростковом периоде от 13 до 18 лет

Это время – настоящее испытание не только для родителей, но и для самих детей. На период обучения в средней школе приходится время активных изменений в организме подростка. Гормональные всплески накладываются на непонимание со стороны сверстников и старших.

Особенности психического развития у детей подросткового возраста проявляются в стремлении к независимости, которая иногда проявляется в агрессивной форме. Подростковому периоду свойственны крайности – неуверенность и замкнутость или, наоборот, чрезмерная бравада.

Если вы поможете ребенку преодолеть этот период, в старшей школе его поведение начнет меняться. Социальные навыки станут закрепляться, будут совершенствоваться таланты подростка. Именно в это время ему предстоит определиться, куда пойти учиться после школы, кем быть в будущем. Сверстники в это время по-прежнему являются авторитетом для ребенка.

Родители в этот период должны дать понять детям, что они любимы, несмотря ни на что. Очень важно вовлекать подростка в семейные мероприятия, сделать атмосферу дома теплой и позитивной, открыто и на равных общаться с ним. Тогда ребенок переживет этот сложный период без негативных последствий.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
Читайте также:  Питание кормящей мамы: что можно и нельзя есть на ГВ

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Режим дня ребёнка в 8-лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже , перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.