Как правильно, и без лишних эмоций, научить ребенка слушаться

Ваш малыш еще совсем крошечный. На первый взгляд, кажется, что о развитии речи пока говорить рано.

В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда?

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации.
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса).
  • Малыш заикается.
  • Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Как правильно реагировать на детские капризы

В воспитательном процессе очень важно найти золотую середину, чтобы не навредить психике ребенка, но и не потерять родительский авторитет. Как это сделать правильно?

Суть «золотого правила» заключается в том, что с ребенком нужно научиться договариваться – это не значит, что необходимо идти у него на поводу, выполняя его прихоть по первому требованию.

Ребенок имеет право на ошибки как и все люди

Вспомните себя в детстве, на любое слово «нельзя» всегда хотелось «сделать с точностью, да наоборот» дабы утвердиться и показать свою независимость перед родителями. Поэтому и нынешние дети, на любые запреты со стороны взрослых, начинают отвечать протестом, родителям не всегда это нравится, и они переходят на повышенный тон – подобные действия только усугубляют ситуацию.

Мудрые, уважающие своих детей родители, должны научиться реагировать на протесты своих детей спокойным, требовательным тоном и поведением. Слово «нельзя» обязательно должно сопровождаться разъяснениями «почему».

Советы родителям: главное – спокойствие

Да, конечно же, с первого раза сделать это будет весьма сложно. Но прежде, чем научить ребенка послушанию, родители сами должны научиться правильно реагировать на его негативное поведение. Первое время, особенно импульсивным родителям, тяжело будет сдерживать свой гнев и сохранять спокойствие, но и малышу не легко справиться со своими эмоциями. Помните, разница между вами в том, что вы – взрослый человек, умеющий контролировать свое поведение, а ребенок – маленький, он только учится это делать.

Как развивается речь?

Практически каждая минута, проведенная родителями вместе с малышом, улучшает его речь. Это может быть неочевидно: приготовили горячую кашу — и ребенку пришлось дуть на нее; угостили черешней — и малыш выплевывает косточки сам; играете в футбол — и он радостно кричит «гол!»; читаете книгу перед сном… Казалось бы, всё это обычные, рутинные дела. Но именно они развивают речь ребенка без особых усилий. Другими словами, для развития речи ребенка достаточно день за днем любить ребенка, проводить с ним время: играть, наблюдать и общаться.

Читайте также:  Как ухаживать за новорожденным мальчиком

Как же определить, своевременно ли развивается речь вашего крохи и стоит ли обращаться к специалистам?

К логопеду в два года:

— если не понимает речь взрослого;

Как развивается речь?

— если не произносит никаких звуков;

— если не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;

— если речевой дневник завели, а записать в него нечего.

К логопеду в три года:

— если не строит предложения;

— если говорит на своем языке;

— если «каша» во рту;

Как развивается речь?

— если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Три года — тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют и на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

Таблица появления звуков в речи малыша. Таблица из книги

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Читайте также:  Воспитывайте Гибкое Сознание в Ребенке для его Успеха в Будущем

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

Правило 4

– правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.

Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Причем говорить  малышу нужно во время беседы в 5 раз больше, чем взрослый. То есть примерное соотношение такое – на одно Ваше предложение приходится пять предложений ребенка или группы детей, с которой Вы занимаетесь речевым развитием. Если во время речевой беседы или речевой игры мама или педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!

Зачем это нужно? И как это правило применить? Речь  детей развивается только в практике, а для этого говорить на речевом занятии нужно детям, а не взрослым! А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы – вопросы, которые будут требовать рассуждения, выражения своего мнения.

Пример применения правила.

Неправильный вариант. Например, если Вы спросите: «Какое сейчас время года?», то малыш может ответить всего лишь одним словом «Лето». И требовать в данном случае от него «полного ответа» и нескольких предложений в ответ на этот вопрос — это неправильно.

Правильный вариант, необходимый для того, чтобы развивать речь ребенка.  А если Вы спросите – «Чем тебе нравится лето?» или «Что за время года изображено на картинке – поздняя весна или лето?», то эти вопросы будут требовать развернутого ответа. Именно такие вопросы очень нужны и важны для развития речи и мышления ребенка. Используйте эти вопросы почаще!

Пример от мам — участниц курса.

Пример 1. Анна: «Здравствуйте, Ася! Я проанализировала свое поведение и попыталась ввести новые стратегии. Дочка в 2года 3 месяца говорила совсем мало слов (причем все в сокращенном варианте, кроме «тапочки» и  «печенье», да и эти почти без гласных). На просьбы повторить слово отвечала – «никак», на этом разговор заканчивался. Во-первых, я поменяла стиль наших игр. Теперь игрушки очень хотели познакомиться с нашей девочкой, узнать, как ее зовут, сколько ей лет и что она умеет делать. Сначала Маша отвечала, что она — Маня, умеет ля-ля-ля (петь), кась (красить, рисовать), а дальше шло мычание с активным размахиванием руками. Видимо, она сама поняла, что слов не хватает. Во-вторых, я стала медленнее читать стихи и заново вернулась к потешкам. Даже сама удивилась, что дочка очень их любит повторять, но на свой лад: она не всегда хочет договаривать окончание, ритмично повторяет за мной на тарабарском весь стих. Как я понялаа, она повторяет те стихи, которые знает хорошо. А так как мы очень много читаем, знает она много и у нас получается чтение на 2 голоса. В-третьих, задаю вопросы и стараюсь выдерживать паузы. Результат появился мгновенно, я даже не ожидала: Маша стала повторять за мной слова и пыталась их применить в разговоре. И что мне нравилось: что слова говорила правильно».

Пример 2. Людмила: «Потрясающие, наполненные информацией вебинары. Ася, Вы делаете такую огромную и полезную работу! Я столько нового узнала. И снова поймала себя на ошибках. Вливая в голову ребенка информацию,  говорю только я, упражняю мозг я, а ребенок сидит. Так жалко упущенного времени, но я очень благодарна судьбе, что познакомилась с вами.

Рассказывая ребенку о треугольниках и дальних странах я упустила,  казалось бы, такой простой, но очень важный момент, касающийся сравнения предметов. Когда вы приводили пример про табуретку и стул, я серьезно задумалась и поняла, как я не права. Но могу поделиться и хорошей новостью: мы давно начали играть в речевую игру с яблоней и лесенкой, взятой с «Родной тропинки» -materialy-dlya-igr-besed-i-zanyatij-s-detmi/ , так вот когда мы играли первый раз в основном говорила я, а теперь говорит и рисует дочка.

Я изменила сам процесс игры, и, знаете, происходят изменения. Дочка вчера первый раз задала вопрос «Почему»!!!! Как долго мы его ждали!!! Очень хотелось бы и дальше узнавать такие простые, но действенные способы развития речи ребенка без материальных затрат, просто зная, как правильно разговаривать и вести себя».