Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы стать для своего ребенка тем самым человеком, к которому тот обратится в минуту сомнений и трудностей. Но как этого добиться? Как приучить детей говорить о своих переживаниях, чувствах и проблемах? Рекомендациями делится психолог Алекс Минченкова.

Пассивный и активный словарь

В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Читайте также:  В каком возрасте ребенок начинает ходить?

Еще раз об эмоциональном интеллекте

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят и пишут немало. Под этим термином понимают способность распознавать эмоции и чувства, управлять эмоциональным состоянием, своим и других людей, чтобы решать те или иные задачи, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих. Если ребенок обладает развитым эмоциональным интеллектом, ему легче налаживать отношения как со сверстниками, так и со старшими.

Развивать эту способность стоит с самого рождения ребенка: благодаря этому он будет понимать, зачем нужно рассказывать о своих чувствах и проблемах и чем вы сможете ему помочь в сложных ситуациях. Самый простой способ — говорить ему о тех эмоциях, которые испытываете сами, и о том, что чувствует он.

Начните с описания своих чувств, сопровождая рассказ мимикой и жестикуляцией: когда расстроены, сделайте грустное лицо, если радуетесь, улыбнитесь шире. Ребенок должен четко понимать, как проживается любая из эмоций и чувств.

Фразы-«маячки», которые помогают развивать эмоциональный интеллект ребенка

Следующие слова помогут детям идентифицировать ваши эмоции:

  • «Я радуюсь тому, что ты улыбаешься»,
  • «Я расстроилась, потому что ты не убрал свои игрушки»,
  • «Я рассержена, потому что ты не помог мне с уборкой»,
  • «Я счастлива, что ты сумел это сделать»,
  • «Я грущу, потому что ты болеешь».

Проговаривайте и то, что чувствует ребенок:

  • «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти»,
  • «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю»,
  • «Ты веселишься, играя с другом»,
  • «Ты сердишься, потому что мы слишком долго ходим по магазину и ты устал»,
  • «Ты переживаешь перед поездкой в незнакомое место».

Не скрывайте от ребенка проблемы — говорите о них прямо, выражая эмоции и транслируя чувства. Тогда и он будет знать, как можно рассказывать о своих трудностях, выражать переживания, и будет более открытым.

От рождения до лет

Этот период является самым благодатным для освоения языка. Но без помощи родителей развитие речи может затормозиться или вовсе остановиться. Что нужно знать взрослым, чтобы помочь малышу быстрее заговорить?

До 6 месяцев

Первый лепет и гуление младенца нужно всячески поощрять. Когда грудничок хочет пообщаться, бросаем все и поддерживаем разговор. Произнося звуки вместе с ним, старайтесь, чтобы карапуз видел ваше лицо, движения губ и языка. Вначале просто повторяем за ним звуки и сочетания, затем вставляем новые.

Все свои действия комментируем спокойным ласковым тоном. И ничего, что младенец совсем мал, через полгода он будет понимать многие слова.

Массаж, одевание, купание, кормление сопровождаем потешками и стишками. Они не только развлекают карапуза. С их помощью грудничок буквально «впитывает» язык.

Некоторые исследования показали, что «беседы» с малышом на последних сроках беременности способствуют лучшему развитию его речи после рождения. Также хорошо петь, читать вслух, включать классическую музыку.

До года

Учим кроху простым словам: названиям игрушек и частей тела, здороваться и прощаться, имитировать звуки животных.

Как? С помощью многократного повторения, разглядывания картинок, комментирования действий, манипуляций с игрушками. Малютки от 6 до 12 месяцев охотно повторяют звуки и слова за взрослыми, главное, чтобы все было в игровой форме.

Карапузам до полутора лет нужно громко и четко проговаривать изучаемые слова. Утрировано открывая рот, вы наглядно показываете работу органов речи.

Близкий по теме материал:

  • Как научить выговаривать букву «Р» ребенка
  • Как научить ребенка выговаривать букву «Л»
От рождения до лет

Второй год

Работаем над пополнением запаса слов, учим малыша фразовой речи. Для этого используйте знакомые крохе названия предметов в сочетании с глаголом или прилагательным. Например, во время прогулки: «Кто это? (ребенок ответит «ав-ав»). Правильно, собака. Что делает собака? Собака лежит. Какая собака? Собака большая). Или: «Дай мячик. Мячик круглый. Смотри, мячик прыгает».

Не забывайте знакомить кроху с названиями цветов и форм, используйте тематические наборы карточек (одежда, фрукты, животные и др.). Дети второго года любят подолгу их разглядывать и вопросительным «Ы?» просить назвать изображенное.

Чтобы органы речи слушались кроху, можно уже в этом возрасте начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Для этого сядьте с чадом перед зеркалом и покажите, как работает язычок, как можно широко открыть ротик, где у малыша зубки. Ближе к своему двухлетию детки вполне способны повторить некоторые движения за мамой.

Рекомендуем:

  • Развивающая методика «Буквограмма»
  • Артикуляционная гимнастика для ребенка

Третий год

Если развитие ребенка происходит планомерно и правильно, на третьем году жизни он имеет достаточный словарный запас (100–300 слов), складывает простые предложения.

Чтобы помочь крохе быстрее усвоить язык, рассматривайте картинки и иллюстрации. Составляйте по ним простые предложения. Многие родители упускают из виду синонимы. Например, «машина едет», а также мчится, передвигается, направляется. То же и с прилагательными – яблоко круглое, кислое, красное, зрелое.

Учите противопоставлениям. Птица летает, а змея ползает.

К трем годам активный период обучения речи завершается. В последующие годы малыш будет лишь дополнять и совершенствовать ту языковую базу, которую приобрел до 3 лет.

Если в этом возрасте дошколенок так и не заговорил или делает это плохо, родителям лучше не терять время и проконсультироваться по данному вопросу с невропатологом, логопедом и психологом.

Почему ребенок не любит читать?

В процессе работы с ребенком многие мамы и папы сталкиваются с трудностями. Иногда малыш выказывает неприятие и отказывается учиться читать. Причин подобных проблем может быть несколько, поэтому стоит разобраться в них тщательнее:

  • Некоторые дети не привыкли читать с родителями. Быть может, они еще не научились получать удовольствие от чтения.
  • Дошкольнику, проводящему много времени за компьютером, достаточно трудно получить наслаждение от умственной работы, которую предлагает литература. Он привык получать информацию без усилий определенных участков мозга – красочная виртуальная реальность дает возможность сразу окунуться в созданный художником мир.
  • Проблема отцов и детей сегодня особенно актуальна. У взрослых существуют устойчивые представления о жизненных приоритетах, а дети создают собственную картину мира, получая информацию из телевидения и интернета. То, что старшее поколение считает важным, интересным, младшим представляется неактуальным.
  • В современном обществе в процессе общения принято широко использовать слова, обозначающие действие. Глаголы вытеснили прилагательные, которые делали речь более яркой, насыщенной и эмоциональной. Есть мнение, что та литература, на которой выросли сегодняшние родители, их детям кажется неинтересной и слишком унылой.
Читайте также:  Развитие ребенка в 2 месяца: навыки и достижения крохи

Ранний старт

Если сейчас вы находитесь в начале родительского пути – не упускайте время. Чем раньше вы добавите совместное чтение в распорядок дня, тем больше вероятность, что в скором времени книги станут частью вашей повседневной жизни.

Мы начинали читать обоим детям примерно с годовалого возраста, постепенно увеличивая ежедневное время в компании с книгой от пяти-десяти минут, до двух получасовых «сеансов» днем и вечером для пяти-семилетнего ребенка. Если ваш тоддлер отвлекается, невнимательно слушает или с упоением жует страницы – не сдавайтесь, и со временем дело обязательно пойдет на лад.

Продуктивная среда

Я читаю своим детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от родителей — в детстве они читали нам с братом каждый вечер.

Хотите, чтобы дети с интересом брали книги в руки? Читайте сами!

Научить читать можно из-под палки. Научить любить читать можно только личным примером.

Ходите вместе в книжные магазины, на книжные ярмарки, в библиотеки. Обсуждайте прочитанные истории. Собирайте дома библиотеку – ребенок физически должен иметь возможность подойти к книжному шкафу и выбрать понравившуюся книгу.

Таймер на 20 минут

До того момента, как нашей старшей дочери исполнилось восемь лет, мы поддерживали в семье одну невероятную традицию: мы не пропустили ни одного вечера, читая ей минимум по 20 минут. Мы читали в гостиницах, в поездах, в самолетах и даже в палатке с фонариком. Отправляя ее в гости или в путешествие с бабушками, мы обязательно договаривались о том, что они не будут нарушать наше правило.

Этих лет оказалось вполне достаточно, чтобы сформировать у ребенка не только привычку к чтению, но и неплохой словарный запас, умение образно формулировать свои мысли и получить неплохие знания об окружающем мире.

Просто попробуйте: ученые считают, что в среднем для формирования новой привычки нам требуется от двух до трех месяцев.

Тем читателям, кто уже вполне в состоянии делать это сам, но категорически не отказывается, попробуйте для начала ставить таймер и обязательно обсуждайте прочитанное.

Как научить ребенка читать быстро или принципы беглого чтения

Чтобы ребенок мог потом хорошо учиться, ему понадобиться не просто уметь читать, а уметь читать быстро. Однако переходить к методике обучения беглому чтению можно только после того, как малыш научится легко читать целые предложения и фразы и будет делать это уверенно.

Используйте следующие упражнения для освоения навыка быстрого чтения, занимаясь с ребенком несколько раз в день по двадцать-тридцать минут.

Как научить ребенка читать быстро или принципы беглого чтения
  • Развивайте зоркость глаз. Для этого напишите ряд из пяти или шести гласных, а в каком-либо месте поставьте согласную букву и предложите ребенку быстро ее найти.
  • Показывайте малышу слова, которые отличаются одной буквой, как «рак-лак», «кот-кит» — он должен назвать какой.
  • Занимайтесь с ребенком упражнениями на артикуляцию, чтобы помогать ему усовершенствовать произношение.
  • Играйте в игру «собери слова из частей». Для этого сделайте карточки со слогами, которые нужно будет составлять в двусложные слова.
  • Тренируйте внимание ребенка. Когда он читает текст, скомандуйте ему остановиться, после чего малыш должен поднять и закрыть глаза и немного отдохнуть. Через пару секунд давайте команду читать — задачей ребенка будет быстро найти фрагмент, на котором делалась остановка.
  • Подготовьте два одинаковых фрагмента несложного текста — один возьмите себе, а другой дайте ребенку. Вам нужно не быстро читать, а малыш пусть ведет пальцем по своему листу и читает вслед за тем, что вы читаете. Темп можно постепенно ускорять, но следите, чтобы ребенок не отставал. Так вы научите его параллельному чтению.
  • Развивайте смысловую догадку или антиципацию. Когда мы читаем, то боковым зрением можем видеть контуры следующего написанного слова. Напишите ребенку слова с пропущенными слогами или буквами и предложите ему догадаться, что там должно быть.
  • Читайте с ребенком на время, засекая секундомер и подсчитывая потом количество прочитанных слов. Сравнивайте результаты каждый день.
  • Учите с малышом скороговорки и обучайте его читать про себя — это значительно способствует развитию.
  • Поиграйте в расстановку ударений. Для этого можно в больших словах сознательно менять ударения и просить ребенка сказать, как правильно.
  • Малыш должен сам захотеть читать. Возможно, вы будете теперь читать ему только половину или часть сказки на ночь, а остальное предлагать дочитать самостоятельно, хоть и с вашей помощью.
  • Пригодятся в процессе обучения и диафильмы, просмотр которых поможет натренировать технику чтения.
  • Тренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами. Также полезно читать вслух, когда играет музыка (инструментальная или классическая).
  • Сделайте таблицу — разделите лист на клеточки и в каждую из них впишите буквы, пусть ребенок сначала прочтет их про себя и постарается запомнить последовательность.
  • Полезно читать незнакомые тексты про себя, а потом пытаться их пересказать.
  • Хорошо подходит и чтение по ролям, к примеру, предложите ребенку читать за зайчика тоненько, за лисичку — слащаво, а за мишку — грубым голосом.
  • Назовите слово из текста и скажите, чтобы малыш отыскал его.
  • Если ребенок умеет уже читать хорошо и без ошибок, позанимайтесь с ним чтением перевернутых текстов. Это поможет ему развить память, запомнить целостные образы букв.
  • Учите ребенка отстукивать ритм карандашом (его необходимо выучить заранее) параллельно чтению незнакомого текста.
  • Поиграйте в проговаривание согласных букв на выдохе, показывая ребенку, как быстро и четко нужно сказать хотя бы десять-пятнадцать согласных одна за другой. Меняйте их очередность время от времени.

Помните, чего вы хотите добиться

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Читайте также:  Психические расстройства у детей. Семья. Учеба. Социум. Частые вопросы

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.

Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.

Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.

Помните, чего вы хотите добиться

Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

Методики для развития речи ребенка от года до трех лет

Методик для развития речи у ребенка существует довольно много, и родители по желанию могут выбрать любую из них. Мы опишем только несколько самых распространенных и эффективных:

  • Развивающие игры. Они призваны развить речевой аппарат крохи посредством тренировки мышц лица. К примеру, предложите ребенку погримасничать или превратить высунутый язык в стрелки часов, которые показывают разное время.
  • Скороговорки. Дети очень любят произносить эти смешные стишки самостоятельно или соревнуясь с родителями. Начинать нужно с самых простых фраз и постепенно повышать их сложность. Благодаря скороговоркам ваш ребенок вскоре избавиться от многих проблем с речью.
  • Специализированные методики для развития речи. Родители часто думают, что разобраться в них сложно, но на самом деле они написаны простым и понятным для обычного человека языком. Наиболее интересны в этой области работы О. Ушаковой и С. Шишковой. Занятия по их методикам должны быть регулярными, ведь процесс рассчитан на длительное время. Но зато в результате у ребенка активизируется память, улучшится внимание, дикция и произношение звуков.
  • Развивающие мультфильмы также помогут родителям развивать речь малыша.
  • Игры для развития моторики пальцев очень полезны и даже необходимы для успешного и раннего овладения речью.

Примеры упражнений

Предлагаем несколько упражнений, решающих проблему, как научить ребенка говорить. В начале статьи говорилось о том, что некоторые звуки для произношения маленькими детьми довольно сложны. С помощью каких приемов можно над этим поработать?

  • Произносим «а». Ребенка следует усадить на колени, развернув стул к зеркалу. Произнести «а», широко открыв рот и привлекая внимание малыша к тому, как это делает взрослый. Можно развести ручки крохи в разные стороны, стимулируя его повторить данный звук. Следует добавить эмоции и встретить протяжным «а-а-а» любимого кота, например.
  • Произносим «о». При этом рот округляется, поэтому можно предложить малышу следующее упражнение — поднятие ручек над головой. Движение губ и рта при произношении следует гиперболизировать, заостряя на этом внимание. Можно использовать шарик, радостно приветствуя его: «О-о-о!».
  • Произносим «у». Губы при этом вытягиваются трубочкой. Ребенку можно предложить изобразить паровозик. Для этого ему следует вытянуть руки вперед и погудеть: «У-у-у!».

Умение выражать мысли и переживания словами — один из главных навыков социализации личности. Насколько эффективно человек владеет языком, настолько успешно сможет реализовать себя в жизни. Родителям следует помнить об этом, не жалея времени на занятия с малышом.

Становление речи и родительское участие

Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.

Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.

Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

Становление речи и родительское участие
  • Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
  • Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
  • Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.