Как научить ребенка финансовой грамотности

Ошибки при заполнении деловых бумаг, составлении отчетов или общении с клиентами по электронной или обычной почте могут нанести весомый урон вашей репутации как специалиста. В повседневной жизни также в любой момент может возникнуть необходимость черкнуть пару строк родственникам, друзьям или соседям, а краснеть за досадные ошибки в словах и знаках препинания не захочется ни одному взрослому человеку.

работающих способов, как научиться грамотно писать

Существует несколько действительно эффективных способов приучить себя к грамотному письму. Чтобы писать без ошибок вы можете:

  1. Регулярно читать. Именно с чтения начинается правильная, красивая устная и письменная речь. Зрительная память играет большую роль в правописании, и вы постепенно сможете запомнить, как правильно пишется то или иное слово. Чтобы чтение пошло на пользу следует избирательно подходить к выбору литературы. Лучше всего для работы над повышением грамотности подходят отечественные классические произведения. Не думайте, что классика – это обязательно скучно и затянуто, каждый может выбрать себе жанр по душе и получать удовольствие от чтения. Читать необходимо каждый день не менее часа, вдумчиво и в спокойной обстановке. В скором времени вы заметите, что ваша речь стала богаче, образнее, а в словах поубавилось ошибок.
  2. Изучать основы. Помимо художественной литературы уделяйте внимание работе со справочниками и учебниками русского языка. Это один из наиболее действенных способов, как научится писать без ошибок и правильно строить предложения. Запоминайте правила и обязательно закрепляйте теорию выполнением практических заданий.
  3. Приобрести и регулярно пользоваться словарем. Каждый раз, когда вы не знаете, как точно написать то или иное слово, заглядывайте в орфографический словарь. Формирование этой полезной привычки достаточно быстро позволит избавиться от ошибок, поэтому держите словарь на рабочем столе или другом видном месте, чтобы он всегда был под рукой;
  4. Писать под диктовку. Попросите родственников или друзей несколько раз в неделю диктовать вам тексты из сборника диктантов, таким образом, вы сможете быстрее обнаружить у себя пробелы в знаниях и направить самостоятельные занятия в нужное русло.
  5. Работать над ошибками. Не стесняйтесь выписывать в отдельный блокнот слова, которые даются вам труднее всего и перечитывайте их каждый день. Это прекрасная тренировка зрительной памяти, которая позволит вам со временем правильно писать даже самые заковыристые слова и словосочетания.
  6. Улучшать память. Для этого можно учить наизусть любимые стихи или отрывки из прозы. Этот метод также позволит улучшить устную речь, а повторение выученного материала вслух тренирует навыки дикции. Если заучивание наизусть вам не подходит, то просто переписывайте тексты, уделяя особое внимание сложным словам и предложениям;
  7. Найти друзей по интересам. Писать с ошибками никто не хочет, это раздражает любого человека и многие бы хотели улучшить качество своего письма. Занятия в паре или группе больше дисциплинируют, к тому же вы сможете помогать друг другу и проверять усвоение новых знаний.
  8. Обратиться к профессионалу. Репетитор по русскому языку может понадобиться не только школьнику перед сдачей экзаменов. Несколько полноценных занятий со специалистом позволит восполнить основные пробелы и разработать дальнейший план по самообразованию.
  9. Применять знания на практике. Пишите себе записки и напоминания, выписывайте понравившиеся цитаты из книг, вместо электронной почты пишите друзьям или родственникам обычные бумажные письма, подписывайте и дарите открытки. Такие мелочи будут всегда держать вас в тонусе, и заставлять сосредотачиваться на правилах орфографии и пунктуации;

Если вы будете систематически пользоваться этими простыми способами, как самостоятельно научиться писать без ошибок, то в скором времени заметите положительные сдвиги. Однако поддерживать грамотность на должном уровне необходимо всю жизнь, поэтому все вышеперечисленные рекомендации актуальны для любого человека, который активно занимается саморазвитием.

Читайте также:  Расти, коса, до пояса. Что стоит знать о детских волосах

Как чтение книг меняет мышление

Чтение книг полезно для расслабления, отдыха, обучения и даже в медицинских целях! Читая, человек развивает свои способности мыслить. А еще чтение лучше всего способно изменить мышление человека. При чтении очередной книги человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение читать книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели бывают в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав описание какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг.

Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а в старости им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти.

Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Как чтение книг меняет мышление

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями.

Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической цепочке: сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это в книгах.

А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если вы читаете на иностранных языках, кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей.

Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и перевод каждого отдельного предложения.

  • Войти на сайт
  • или

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

Читайте также:  Диатез у ребенка: причины, симптомы, лечение

Варианты мотивации

Приучение к книге начинается не в первом–втором классе или детском саду, а еще в младенчестве. Если родители декламируют грудничкам стихи, показывают после 6 месяцев красивые иллюстрации из сборников прибауток и потешек, то взрослый ребенок привыкает к ежедневному чтению быстрее.

  1. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
  2. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
  3. С раннего детства учите с малышом стихи.

    Заученные фразы развивают связную речь, облегчают восприятие написанного в книгах. Это упражнение помогает избежать механического чтения.

  4. Читайте то, что интересно ребенку. Классическую литературу, списки книг для развития интеллекта, кругозора возьмите на вооружение позже, когда чтение станет ежедневной привычкой.
  5. Сочиняйте истории вместе. Придумывайте продолжение уже прочитанных рассказов, пересказывайте сказки по-новому, добавляйте своих героев в сюжет. Это упражнение развивает воображение, необходимое для восприятия текстов. Чтобы найти источник для фантазии, малыш будет самостоятельно тянуться к новым книгам.
  6. Устраивайте домашние спектакли по мотивам сказок. В 4 года детсадовцам необходимы ролевые игры. Предложите разыграть сценки из любимой книги. Участвовать в представлении должны все члены семьи. Когда запас историй закончится, ребенок попросит новую книгу.
  7. Если дошкольнику совсем не нравится читать самому, предложите делать это вслух по очереди. Возьмите сказку с большим количеством диалогов. Распределите роли. Читайте в театральной, игровой манере, тщательно проговаривайте интонацию речи персонажа. Это должно быть смешно, интересно. Через несколько недель совместного чтения малыш захочет посмешить родных и покажет, чему научился.
  8. Ведите беседы о том, что уметь читать — это здорово. Не нужно нудных нотаций, делайте это исподволь, без истерик. Например, когда малыш задаст вопрос, скажите, что в этой книге на него есть ответ. Если бы ты умел читать, то обязательно все знал.
  9. Если ребенок читает плохо, отвлекается, используйте диафильмы. Картинки с текстом держат внимание сконцентрированным, помогают развивать воображение.
  10. Играйте с книгой. Используйте метод иллюстрирования, копирования картинок из сборника. Малыш почувствует себя сопричастным к созданию книги.

Часто родители путают понятия «любовь к книге» и «необходимость ежедневного чтения». Запугиваниями, истериками привить восторженное отношение к литературе нельзя. Дайте малышу понять, что книга — источник таких знаний и ощущений, которые нельзя получить из телевизора, компьютера. Любите чтение сами, тогда ваше чадо последует примеру взрослых.

Важно! В раннем возрасте и начальных классах не давайте ребенку читать электронный вариант книг. Чтение не только зрительный процесс, но и тактильный. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, ощущения запаха типографской краски.

А вот, что советует детский психолог Марина Романенко.

Обучение дошкольников финансовой грамотности

О бартере и природе денег

Основы финансовой грамотности для дошкольников и школьников – это ответы на вопросы: что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Расскажите ребёнку о том, что раньше люди обменивались товарами. К примеру, барашка меняли на 15 куриц или буханку хлеба на кувшин молока. Но со временем люди поняли, что это неудобно.

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Задайте ребёнку наводящие вопросы:

  • Что легче принести на рынок для обмена буханку хлеба или мешок муки?
  • Что делать, если у тебя есть корова, а тебе нужна курица? Выгоден ли обмен коровы на курицу?
  • Допустим, сегодня у тебя было 100 яиц, а тебе нужен отрез ткани, чтобы сшить себе платье. На базар никто не принёс ткань и ты не смог обменять яйца. Сколько дней ещё есть у тебя, чтобы успеть обменять яйца, пока они не протухли?

Ответы на эти и другие подобные вопросы должны подвести ребенка к тому, почему же неудобно жить в мире без денег, обмениваясь товарами:

  • Предметы для обмена иногда трудно переносить с места на место (мешок муки, осёл или иголка имеют разные свойства при переноске и учесть это в цене очень сложно)
  • Неделимые товары для обмена (можно обменять одно яйцо или десяток, но нельзя обменять половину козы или курицы)
  • Товары портятся и теряют цену (сегодня молоко свежее и оно ценно, а завтра оно прокисло и уже никому не нужно)

После этого разговора вы с ребёнком должны придти к выводу о том, что деньги – это универсальный товар, который решил вышеупомянутые проблемы. Когда-то люди пользовались золотыми монетами. Они не теряли ценность, они выпускались разными номиналами, их легко переносить с места на место. Золото всегда ценилось людьми из-за своих физических свойств и красоты.

Что такое номиналы купюр и монет

Теперь пришло время познакомиться с современными деньгами. Покажите своему ребёнку все номиналы купюр и монет. Объясните, что 50 копеек меньше, чем 5 рублей. А 5000 больше, чем 500 рублей.

Обучение дошкольников финансовой грамотности

После знакомства с деньгами предложите ребёнку разложить кучку монет по номиналам, а потом можно потренироваться в составлении разных сумм (например, собери 115 рублей 50 копеек).

Расскажите о том, что можно купить за ту или иную купюру, это поможет составить представление о том, насколько ценна та или иная денежка. Можно «поиграть в магазин», разложить разные предметы, написать на них стоимость, покупать и продавать, расплачиваясь настоящими деньгами, собирая разные суммы. Так ребёнок будет учиться выбирать, подсчитывать потраченные деньги и остаток. После этого можно сходить в настоящий магазин и позволить ребёнку расплатиться за какую—то небольшую покупку. Это будет хорошим практическим уроком по финансовой грамотности для вашего ребенка.

Потребности и желания

Личные желания купить что-то появляются у детей довольно рано. В определённый момент важно подключить ребёнка к распределению семейного бюджета. Это даст понять, чем отличаются потребности от желаний. Потребность – то, что необходимо: тепло, вода, еда, одежда, дом. Желания – то, чего хотелось бы, что-то излишнее: сладости, электроника, ювелирные украшения. Важно объяснить, что сначала мы закрываем потребности всей семьи, потом справедливо распределяем деньги на желания членов семьи.

Обучение дошкольников финансовой грамотности

Если ребёнок не согласен с такой последовательностью, можно задать ему наводящие вопросы: «Хочешь, чтобы мы купили эту машинку? А что мы будем кушать в таком случае? Как думаешь, мы могли бы жить без отопления? Или без воды?» Нужно выстроить диалог так, чтобы ребёнку стало понятно, что коммунальные услуги и покупка еды для всей семьи важнее желаний кого-либо. Совместное распределение семейного бюджета позволит ребёнку понять, что бюджет семьи ограничен. А так же то, что он справедливо распределяется на семейном совете, где учитываются потребности и желания каждого. Не умеете распределять заработанные деньги, живёте от зарплаты до зарплаты? Есть ощущение, что денег всегда не хватает или они «утекают сквозь пальцы»? Пришло время отпуска, сломалась машина, нечем платить за квартиру, а для Вас это сюрприз и денег нет? Тогда читайте статью «Как вести семейный бюджет». Вы с лёгкостью разберетесь, что такое доходы и расходы семьи, и научитесь правильно распределять свой семейный бюджет.

Совет эксперта. Лет до 14 не нужно рассказывать ребёнку о сумме доходов семьи, если он проговориться об этом где-то, то это может принести неприятности всей семье. Однако рассказывать о том, куда деньги тратятся, нужно обязательно. Это поможет ребёнку отличать необходимые траты от излишних. Покажет, что родители, если отказывают в просьбах о покупке, делают это не из жадности, а от того, что они следуют плану, составленному всей семьёй. Совместное планирование позволяет детям понять, что они часть семьи и должны действовать в соответствии с интересами семьи.