Как научить ребенка дружить с другими детьми

Нужно ли учить ребенка дружить, в чем особенности дружбы в каждом возрасте и  как помочь застенчивому ребенку найти друзей – статья на Итсе посвящена этой теме.

«Самостоятельные дети»

Уильям Стиксруд, Нед Джонсон

Клинический нейропсихолог Уильям Стиксруд и основатель репетиторской компании Нед Джонсон разбирают этапы формирования нервной системы ребенка. Они рассказывают, почему так важно позволять детям принимать решения с ранних лет: мозг развивается в соответствии с тем, как им пользуются!

В развитии чувства контроля участвуют четыре системы мозга:

  1. исполнительная система (ею управляет префронтальная кора),
  2. система реагирования на стресс (управляется мозжечковой миндалиной, гипоталамусом, гиппокампом, гипофизом и надпочечниками),
  3. система мотивации (связана с работой дофамина),
  4. система состояния покоя.

При стрессе префронтальная кора переполняется дофамином и норадреналином, что мешает нам ясно мыслить. Миндалина — это примитивный центр обработки эмоций, она реагирует на стресс, пробуждает защитную реакцию, чтобы помочь нам выжить. Таким образом, регулярный или длительный стресс дезорганизует мозг.

Чтобы вернуться в состояние покоя, необходимо чувство контроля над ситуацией, причем оно не обязательно должно быть реальным. Если нам кажется, что мы можем что-то контролировать, даже мелочи, то уровень стресса снижается, а мотивация растет. Это способствует успехам в учебе и карьере. Такой взгляд поможет понять детей, которые действуют в ущерб собственным интересам. Например, родители постоянно давят на ребенка из-за уроков, а он отказывается их делать, хотя прекрасно понимает, что этим закрывает себе дорогу к знаниям.

«Самостоятельные дети»

Поступая наперекор взрослым, ребенок пытается вернуть себе чувство контроля над собственной жизнью.

Книга помогает найти баланс между родительским контролем и предоставлением ребенку свободы, чтобы он с детства осознавал, что его жизнь — в его руках, а не дело всей семьи. При этом авторы не призывают бросать младшее поколение на произвол судьбы, заставляя их делать всё самостоятельно. Наоборот, дети чувствуют себя спокойнее, если понимают, что взрослые помогут с тем, что им еще не под силу. Родители должны участвовать в жизни ребенка и поддерживать его — но понимать, что за рулем сидят не они.

Стиксруд и Джонсон собрали множество примеров из своей практики и дали ответы на самые популярные вопросы родителей вроде «Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом и делать уроки?». В конце каждой главы есть инструкции «что делать сегодня вечером». Например, одна из практик — очертить зону ответственности: составить список того, за что ребенок может отвечать и какие обязанности по дому можно переложить на него.

Цитаты:

«Если вы не видите искру в своих детях, подлейте бензина».

«Дети становятся слабее, а не сильнее, когда, решая их проблемы, родители прилагают больше усилий, чем сами дети. Если вы, пытаясь помочь ребенку добиться успеха, потратите 95 единиц энергии, он потратит 5».

«Требуется мужество, чтобы доверять ребенку принятие решений, верить в развитие мозга ребенка, не обращать внимания на давление общества, которое заставляет нас защищать своих детей от самих себя или чрезмерно контролировать их. Требуется мужество, чтобы противостоять нашим страхам за их будущее. Требуется смирение, чтобы признать, что мы не всегда знаем, что в интересах наших детей. Требуется изменить отношение, сосредоточиться на себе — наших собственных эмоциях и взглядах — как на чрезвычайно важном элементе воспитания детей».

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.
Читайте также:  В класс пришел особый ребенок: что нужно делать учителю

Обязанности родителей:

  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.
Права и обязанности родителей в школе

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

Права и обязанности родителей в школе

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

Права и обязанности родителей в школе

На уровне классов родительские комитеты:

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.
Читайте также:  Самые интересные опыты: ваш ребёнок полюбит физику и химию!

Несколько советов родителям, как поручать ребенку домашние дела:

1. Просить нужно вежливо и спокойно. Надо показать то, насколько сильно нужна помощь и как важно, чтобы помог именно ребенок.

2. Терпение и готовность объяснить задание несколько раз. Надо помнить, что у детей совсем мало жизненного опыта, и они не могут запоминать все сразу.

3. Задание должно быть четким и конкретным. Также советуют давать задание поэтапно, после выполнения каждого этапа хвалить и только потом переходить к следующему.

4. В конце выполненного задания поощрение в виде похвалы и одобрения. «Молодец, у тебя хорошо получилось, даже я так не умею», – вот слова, благодаря которым ребенок будет стараться выполнять поручения качественно и с желанием.

Право быть

«Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали», — сказал кто-то из великих. Вы не должны помогать ребенку, передвигая его ноги и делая за него шаги.

Лучше защитите его от самих себя, от ваших «правильных» убеждений, от страхов, критики, осуждения, ограничений. Не пугайте детей негативным опытом, неудачами, жизненными разочарованиями. Просто поймите, что на ваших глазах лежит многослойная пыль «мертвых» поколений, которые жили в другое время и при других обстоятельствах.

Сотрите эту пыль! Радуйтесь переменам и подарите ребенку бесценное право — быть самим собой.

Возрастные особенности детской дружбы

До трех, а то и четырех лет детишки не умеют дружить. Они еще психологически не дозрели.

Полуторалетние или двухлетние дети просто играют вместе. Их можно научить делиться или обмениваться. Но требовать большего от карапуза глупо.

Детская дружба в привычном для нас понимании начинается с трех лет. Дети начинают играть в ролевые игры и им требуются компаньоны. Начинают складываться первые дружеские отношения.

Возрастные особенности детской дружбы

 Дошкольники

Начиная с трехлетнего возраста деткам нужно объяснять, как правильно дружить, что нужно учитывать мнение другого. Обычно малыши называют друзьями всех, чье имя узнали, или с кем поиграли 15 минут на площадке.

Четырехлетки назовут другом того, кто делится игрушками, угощает сладостями и не ябедничает.  Большую роль играет и личная симпатия.

Пятилетки разборчивее в выборе друзей. Не каждый, с кем они пообщались пять минут, достойны этого звания. При выборе компаньона они ориентируются на:

  • любимые совместные игры;
  • на общую деятельность в детском саду (убрать посуду со стола или игрушки на площадке);
  • общее увеличение, например, игрушками одной серии.

Для старших дошкольников важно совместное проведение времени где-то еще кроме сада. Прогулки на площадке рядом, походы в гости друг к другу.

Возрастные особенности детской дружбы

Школьные годы

Младшие школьники выбирают компаньонов, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество. Друг и списать даст, и ручкой поделится. Большую роль играет и «географическая близость». Сдруживаются дети, сидящие за одной партой, живущие неподалеку, посещающие одни и те же секции или кружки.

В возрасте 7-9 лет теплые отношения дети заводят с представителями своего пола. Начавшееся еще в саду разделение на два лагеря мальчишек и девчонок еще сильно.

При переходе в среднюю школу дети выстраивают более доверительные и личные отношения. При этом школьникам важно быть как все, коллекционировать одно и то же, слушать похожую музыку. И в то же время они ценят что-то необычное привлекающее внимание.

Читайте также:  Как воспитывать ребенка с возрастом 2-3 года

Лучший способ, как помочь ребенку подружиться с одноклассниками – придумывать необычные развлечения и занятия.

Подростковый возраст

Возрастные особенности детской дружбы

В 11-14 лет в друзья дети выбирают тех, кто сохранит их секреты. Важны и лидерские качества, способность спорить с учителями, отстаивать свое мнение. Подросток тянется к сверстникам популярным у противоположного пола.

Именно в этом возрасте появляются настоящие друзья, случаются первые крупные ссоры. Ребенку болезненно важно быть частью группы, не отличаться от других.

В подростковой дружбе важны эмоции, поддержка. Разговоры с приятелем становятся чем-то вроде психотерапевтического сеанса.

Но у откровенности и близости есть и обратная сторона медали. В моменты конфликтов подростки ради мести с легкостью делятся интимными секретами друг друга.

Как разговаривать с ребенком по-старому или по-новому?

Конечно, вы можете  возразить, что отцы и деды воспитывали нас по-другому. Почему я должен учитывать эти особенности общения родителей с детьми? А все очень просто. Если вы хотите, чтобы ваши дети вас превзошли,  стали лучше вас, тогда вам необходимо в общении  научится удовлетворять  основные психологические потребности вашего ребенка.

А это потребность в любви, принятии, безопасности, уважении, потребность быть услышанным и понятым, а также желание искренности и правдивости.

Итак, сегодня мы рассмотрели 7 основных правил как разговаривать с ребенком. Надеюсь они помогут вам находить эффективные способы общения. А также вывести общение с детьми в семье на качественно новый  уровень.

Тем самым установить настоящий контакт с детьми. Который будет вам крайне необходим, когда ваши дети достигнут подросткового возраста.

На этом, дорогие друзья, вынужден с вами прощаться. Если статья была полезной отправьте ссылку вашим друзьям и родным в соцсетях. Также вы можете поделиться своими переживаниями и впечатлениями в комментариях. Сохраните закладку и заходите еще, чтобы менять свою жизнь к лучшему. Пока, пока!

Заключение

Дорогие родители, если вашему ребенку уже исполнилось 12 лет, и вы чувствуете, что начинаете терять с ним контакт, срочно принимайте меры. Советы, которые я дала в этой статье, помогут вам восстановить утраченные хорошие отношения с взрослеющим ребенком. Помогите своему неопытному, но очень чуткому и умному человечку преодолеть этот непростой переходный период.

Не надо становиться для подростка дополнительным источником стресса. Ему нужны ваша любовь, внимание и забота!

Обязательно поделитесь статьей в соцсетях! Эта информация поможет многим неопытным родителям наладить контакт со своим ребенком-подростком.

Почему моего ребенка обижают в школе

Главная ошибка родителей — искать причину травли в своём ребенке

Первое, что стараются сделать родители, узнав, что их мальчика или девочку обижают одноклассники, понять, почему это происходит. Что не так с их ребенком? И это их главная ошибка.

Почему моего ребенка обижают в школе

Буллинг — это «болезнь» общества, того социума, в котором находится ребенок. Мальчик или девочка не виноваты в том, что лидеры социальной группы (в нашем случае класса) «назначили» их жертвой. Задавая вопросы вроде: «Может, ты сам/сама настраиваешь ребят против себя?», или предлагая изменить поведение: «Будь добрее, не груби, постарайся найти общий язык», родители только усугубляют ситуацию. Они заставляют ребенка чувствовать себя виноватым в том, что с ним происходит. Узнав, что вашего ребенка гнобят в классе, не старайтесь понять почему, подумайте, как ему помочь.