Должны ли взрослые дети помогать родителям

Нетрудно представить себе состояние родителей, когда приехавшие врачи «скорой помощи» предлагают госпитализировать малыша.

«Это теперь твоя мама, поздоровайся»

Почти два года назад в семье Натальи Тупяковой появился ребенок. Четвертый. Тогда она и не думала, что Глеб станет ее сыном, просто узнала от знакомых, что одна приемная семья не справилась с мальчиком и возвращает его в детдом. И что это уже второй возврат за последние два года — до этого Глеба уже брали в семью, но тоже вернули. 

Она думала — возьмет на время, ведь у нее уже есть трое: кровный сын-подросток и приемные дочки с проблемным здоровьем. И нет мужа. И нет своей квартиры в Москве — только съемная.

Но эти доводы не смогли перевесить одну-единственную мысль, которая крутилась в голове: нужно срочно искать ребенку другую семью, возвращать в детдом нельзя.

Лечение в больнице

Лечение в больнице или госпитализация — особый случай в практике детских докторов, а сами маленькие пациенты относятся к числу уникальных. У детей эмоциональная составляющая во многом может определять течение заболевания и его исход.

Лечение в больнице — определенный стресс для детей и родителей. Именно поэтому вопрос о направлении в больницу связан с множеством диагностических тонкостей, строгих показаний.

С каждым конкретным маленьким пациентом решение принимается индивидуально, с учетом множества нюансов. В медицине выделяют абсолютные и относительные показания, и именно их используют в своей практике врачи и могут руководствоваться родители .

Несмотря на то, что все дети индивидуальны, все же есть описанные пункты для того, чтобы положить малыша в больницу. В медицинской практике выделяют плановую госпитализацию, когда родители могут заранее к ней подготовиться. Плановая госпитализация чаще связана с исследованиями или же лечением. Существует и экстренная госпитализация, когда у детей серьезные травмы, болезни и состояния, которые угрожают здоровью или жизни маленького пациента.

Принять решение о госпитализации может педиатр, врачи скорой помощи, после осмотра ребенка или его наблюдения.

Памятка

Ребенок попал в больницу. Для него сейчас непростой период. Он очень нуждается в поддержке взрослого. Пожалуйста, помните об этом, будьте с ребенком предельно терпеливы и ласковы. Ребенок может не понимать, что происходит, почему его увезли из дома, почему теперь нужно жить в этой комнате, которую называют странным словом «палата». Незнание порождает много страхов и напряжения. Снимите это напряжение. Объясните доступными словами, опираясь на имеющийся жизненный опыт ребенка, что это за помещение, почему и зачем вы сюда приехали, кто эти люди вокруг, что и зачем они делают. Обязательно расскажите, когда и при каких условиях вы вернетесь домой. Ребенку в больнице предстоят разные медицинские вмешательства: анализы, обследования, процедуры. Перед каждым таким вмешательством ребенка нужно психологически настраивать. Объяснять ребенку, что будут делать и зачем это нужно. Когда ребенок знает, что его ожидает, он гораздо спокойней. Объяснять нужно подробно, особенно, если ребенка ожидает новый жизненный опыт. Например, не просто «Возьмут кровь на анализ», а «Сначала протрут руку влажной ваточкой, будет немного щекотно, а потом поставят иголочку, будет немного больно, но совсем не долго. В этот момент самое главное не шевелить рукой. Я помогу тебе держать руку. Потом иголочку уберут» Можете рассказать о своем опыте пребывания в больнице в детском возрасте или об опыте знакомых. Сделав акцент на том, что все закончилось хорошо. У ребенка должно быть понимание, что все, что с ним делают – делают с согласия мамы и для его же блага. У ребенка в норме есть базовое доверие маме, важно не разрушать его, а опираться на него. Если мама, утешая малыша после укола, будет причитать «Плохая тетя, пришла и обидела, больно сделала», то базовое доверие подрывается. Мир превращается в мир плохих теть, от которых мама защитить не может. По этой же причине не надо врать, что будет не больно, если процедура предусматривает болезненные ощущения. Иначе ребенок решит, что маме нельзя верить. Лучше быть честным: «Будет неприятно, но надо потерпеть, зато потом…» — и придумать, чем интересным вы с ребенком займетесь после процедуры. Фокус внимания тем самым частично переключится на приятные мысли о том, что будет после. Если не получается обойтись без стимулов, то лучше использовать не отрицательные, а положительные. Не угрозу, а подкуп. Не наказание, а поощрение. Сравните: «Если не выпьешь лекарство, я у тебя планшет заберу!» и «Выпей, пожалуйста, лекарство, а я тебе разрешу на планшете поиграть. Или мультик посмотрим. Что ты выбираешь?» По сути – одно и то же, но форма подачи совсем другая. Категорически запрещается использование угроз «Не будешь слушаться, уйду от тебя, одного оставлю» или «Я тебя тогда любить не буду» Ребенку важно в любой ситуации чувствовать себя любимым и поддерживаемым. 

Положительные эмоции способствуют выздоровлению. Поэтому старайтесь развеселить ребенка, придумывайте для него игры, часто обнимайте, поглаживайте. Фантазируйте, чем интересным займетесь, когда вернетесь домой, повышая мотивацию на выздоровление. Пусть в вашем общении будет больше слов ободрения, поддержки, сочувствия. Старайтесь не критиковать, не упрекать, не угрожать, не кричать, не высмеивать. Не осуждайте эмоции ребенка. В этот период он может быть более плаксивым или более агрессивным. Вместо «Хватит уже ныть!», скажите: «Я понимаю, что тебе сейчас грустно (скучно, больно, ты устал и т.п.) Но надо потерпеть. Что я могу для тебя сделать?» Не сравнивайте ребенка с другими детьми. «Смотри, а вон ляля меньше тебя и не плачет!», «Смотри, уже все поели, а ты все еще сидишь и вредничаешь!» «Все дети как дети, один ты не слушаешься!» Не надо сравнений. Разные дети, разные ситуации. Представьте, если ребенок начнет вас сравнивать: «А вот у той мамы, в отличие от тебя, хватило денег на отдельную палату с телевизором и холодильником!», «Смотри, а мама того мальчика не заставляет его спать в тихий час!» «Все мамы как мамы, одна ты кричишь постоянно!» Не пугайте ребенка Никакие воспитательные цели не могут оправдать шантаж: «А то сейчас врача позову, пусть он тебе укол поставит, раз не слушаешь маму!» Укол – это лечение, а не наказание. Ребенку будет психологически более комфортно, если он будет знать, что окружен хорошими людьми, которые помогают выздороветь, а не теми, кто постоянно наказывает уколами. В присутствии ребенка старайтесь не критиковать действия , не жаловаться на условия пребывания. Если хочется «излить душу» своим близким по телефону, то выберите момент, когда ребенок вас не слышит, чтобы не способствовать нарастанию тревоги у ребенка. Творчество помогает пережить кризисные моменты. Поэтому будет здорово, если вы будете вместе с ребенком лепить, рисовать. Психолог Анна БыковаОценить:

Читайте также:  Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

Полезные мелочи

Теперь о некоторых полезных в больничных условиях вещах. Если дома у вас есть электронный термометр, возьмите его с собой. Быстрое измерение температуры избавит вас от томительных минут ожидания. Особенно это важно в ситуациях, когда болезнь сопровождается резким и стойким подъемом температуры. В этих случаях ее измерение каждый час-два становится жизненно необходимым.

Купите про запас пяток воздушных шаров. Конечно, поступая экстренно в больницу, вам будет не до них, однако пройдет день-два, и лучшего развлечения для ребенка, чем разрисованный веселыми рожицами воздушный шарик, вам не придумать. Это также относится к карандашам и фломастерам — рисование отвлекает от больничных проблем и может на некоторое время занять ребенка. Не забудьте взять интересные книги и журналы для малыша.

Как помогать родителям, чтобы поддержать и не навредить

Помощь нередко воспринимается как выступление из сильной позиции: «Если тебе нужно содействие, я буду его оказывать на тех условиях, на которых хочу». А потому некоторые дети могут, например, насильно расхламить квартиру родителей и выкинуть всё, что кажется им ненужным. Или заставить переехать и потерять все социальные связи, приобретённые на привычном месте жительства.

То есть взрослые дети ведут себя по отношению к маме и папе как плохие родители. Решают, как им якобы будет лучше, совсем не интересуясь их мнением. А если у детей больше ресурсов, их действия могут превратиться в насилие. Например, это может быть экономическое давление: «У меня есть деньги на это, а у тебя нет. И если ты не хочешь принимать помощь в таком виде, то никакой не получишь».

Но родитель всё ещё полноценный дееспособный человек. Он имеет право жить той жизнью, которой хочет, даже если ребёнку это не нравится. И помощь не должна быть способом манипуляции.

Татьяна Попова

Психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа.

Помощь родителям должна выстраиваться через коммуникацию. Разговаривайте и спрашивайте, как они видят поддержку, чего конкретно им бы хотелось. Помните, что в первую очередь это про любовь и внимание, про заботу. Иногда просьбы родителей просто сигнал, что они тоскуют и хотят вас видеть. Бывает сложно признать, что мы скучаем по кому‑то, так что выискиваются «уважительные» причины.

Читайте также:  Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов

Будьте аккуратны в своей помощи. Круг жизни неумолим: сначала дети нуждаются в заботе, а потом родители. Это испытание весьма сложно пройти, причём всем участникам. Нас пугает старость и слабость родителей. Мы привыкли к тому, что они всегда могут помочь и защитить, а тут уже нам самим приходится брать за них ответственность. Для родителей вопрос принятия собственной немощи тоже непростой. Осознавать, что становишься зависимым от ребёнка, очень сложно.

По словам психолога Дмитрия Соболева, если между детьми и родителями выстроены здоровые отношения, проблем быть не должно. Родители отпустили детей, но при этом понимают свою роль, свою значимость без постоянного подтверждения. Осознают, что у ребёнка своя жизнь и это замечательно. Они понимают, что могут обратиться к нему за помощью, и это делают. Но при этом у родителей остаётся желание жить свою жизнь. Как правило, такие люди работают, взаимодействуют с обществом, имеют свой круг общения. Они активны, у них полно своих дел.

Дмитрий Соболев

Семейный и личностный психолог.

Если ребёнок будет активно участвовать в жизни родителей, навязывать помощь, у них может сложиться впечатление, что они никчёмные, недееспособные. Это их может обидеть. Поэтому необходимо помогать по запросу.

Если родителям не свойственно просить, стоит объяснить им, что они могут обращаться к вам за поддержкой. Достаточно сделать это один раз, а дальше в режиме ручного управления наблюдать. Когда дети считают, что матери или отцу необходима помощь, они могут проявить инициативу и предложить. А дальше родители будут решать, принять её или нет.

Важно не перегибать палку, давать родственникам автономность, сохранять их дееспособность. Закидывая поддержкой, дети начинают прививать им преждевременную беспомощность. А это не нужно ни самим детям, ни родителям. Как человек себя чувствует, так и живёт.

В здоровой модели взаимодействия можно помочь родителям, показывая им, что они сами важны и значимы для своих детей. Можно спрашивать у них совета, привлекать к разным процессам семьи, делам. Этим дети помогут больше, чем коробкой с продуктами.

Но речь именно о здоровых отношениях. В них ребёнок предпринимает усилия, чтобы сделать жизнь родителей проще, потому что ему это приятно. Для него это ещё одна возможность провести время со своими классными мамой и папой и получить положительные эмоции от того, что он был полезен. А родители, в свою очередь, рады принять посильную помощь и внимание, но не делают трагедии, если дети не примчались по первому зову или решили проблему не лично, а с привлечением специалистов. Но есть и совершенно другие схемы взаимоотношений.