Бойтесь послушных детей! Как воспитать ребёнка успешным и счастливым

Дети, рождённые под знаком Водолея, находятся под управлением планеты Урана. Казалось бы, что их символ водоноса неразрывно связан с водой, но их стихия — воздух. В человеческом теле под управлением Водолея находятся система кровообращения и лодыжки и они наиболее уязвимы у детей этого знака.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает. 
  2. Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению). 
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему? 
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит. 

Каким бывает воспитание

Воспитание может быть целенаправленным или спонтанным. Основное отличие этих двух форм в преподнесении информации и поведении родителей.

Целенаправленный процесс – работа не только над формированием личностных качеств ребенка, но и постоянная работа над собой. Родители, выбирающие эту дорогу, понимают, что их пример – лучший учитель. Невозможно научить кроху быть добрым, если родители позволяют себе негативные высказывания или поступки. Целенаправленное воспитание – четкое понимание образа будущей личности ребенка, стремление обучить малыша всем необходимым нормам поведения, вложить в его душу добро, отзывчивость, трудолюбие и т.д.

Спонтанное воспитание – периодические уроки правильного поведения, неимеющие под собой определенной комплексной цели. Чаще всего − разрозненные поучительные объяснения, которые не всегда полностью соответствуют поведению самих родителей.

К сожалению, большинство семей выбирают второй путь. Опасность воспитательного процесса этого типа в хаотичности информации, избирательности. В ситуации, когда взрослые не задумываются над собственным поведением, преподносят информацию не в качестве нормы, а как обязанность, детям не всегда полностью понятно, как нужно себя вести, почему слова расходятся с делом.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены к жизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Позиция психологии

Так как воспитать ребенка сильным? В первую очередь для проявления лидерских качеств ребенка он должен быть любим с раннего детства в семье. Это первое, а также наиважнейшее условие для воспитания сильного ребенка. Еще одно условие формирования лидерских качеств – ребенок ни в коем случае не должен постоянно слышать «нельзя», «не смей», «плохо» и тому подобные фразы. Ведь они обязательно найдут отражение на формирующемся детском характере. При этом нельзя говорить ребенку, что он плохой, но важно и не слишком попустительствовать своему чаду. То есть, если кроха что-то делает не так, ему об этом нужно сообщать. Но для этого нужно выбирать выражения. Пусть он поймет, что сейчас он оступился, но он понял свою ошибку, и на самом деле ничего страшного не случилось. Ведь чтобы воспитать ребенка сильным, нужно чтобы он сам осознавал себя хорошим человеком, даже если он вдруг случайно поступит плохо.

Читайте также:  Чем лечить диатез у ребенка — основные принципы терапии

Непременно ребенок должен получать одобрение и поддержку в любых своих начинаниях – это воспитает в нем уверенность в себе. Ведь каждый, даже самый маленький успех ребенка, непременно нужно отмечать как огромное достижение. Ведь как раз в родителях дети видят своих основных критиков и друзей. Если вдруг нечто не получилось сделать сразу, крохе нужно объяснить, что это еще не повод расстраиваться – все получится, только чуть позже.

Для того чтобы воспитать ребенка сильным, родители ни в коем случае не должны скрывать от него жизненные трудности. Ведь каждый день требует преодоления несовершенств, каких-то проблем, да и самого себя. Важно, чтобы с ранних лет ребенок уверенно заглядывал в лицо трудностям, преодолевая их. Но для этого родители должны изначально позволить своему чаду не только самостоятельно преодолевать преграды, но и рисковать. Ведь ему просто необходимо на собственном опыте убедиться в том, что далеко не все и не всегда идет гладко.

Еще один момент: чтобы воспитать ребенка сильным, его нужно непременно поддерживать в стремлении к самореализации, то есть, к выступлениям на публике, посещению кружков и секций. Ведь нередко именно здоровое соперничество может сотворить чудо. А при условии поддержки родителей уверенность ребенка в себе возрастет в несколько раз.

При этом сильный характером человек – это тот, кто берет не грубой силой и нахрапом, а своей коммуникабельностью и целеустремленностью.

Два ярких примера из личного опыта

Я много раз видела, как это работает не только с маленькими детьми, но даже с суровыми дядьками.

В прошлом году младшая Маша неудачно подпрыгнула на уроке танца и растянула связки на ноге. Было больно и страшно, поэтому хореография стала нелюбимой. Бросила… А в этом году попросила записать ее на вокал. Но там, чтобы выступать на большой сцене, необходимо ставить еще и танец. Она ехала на первое занятие через силу: «Петь буду, танцевать не хочу!» Но мы договорились попробовать.

А вот еще один пример, уже из моей взрослой жизни. Несколько лет назад я устроилась на работу в очень мужскую компанию, в которой творили несколько сотен суровых инженеров. Инновационный проект из будущего, сложная организационная структура, большое количество подразделений — все это только усугубляло и без того непростую обстановку. Иногда казалось, что в шуме такого количества голосов невозможно услышать друг друга, не говоря уже о том, чтобы договориться.

Поначалу это предложение вызвало острое сопротивление. Люди выходили из комнаты совещаний со словами: «Что за ерунда! Кто ж вам правду скажет!» И найти добрые слова для другого было ой как непросто. Поначалу выслушивать даже хорошие слова от коллег было настоящим испытанием.

А через несколько недель уже чувствовалось, как все ждали те самые последние минуты совещания: кто же станет объектом похвалы на этот раз? Через несколько недель увидеть лучшее в сидящем рядом человеке и сказать ему об этом было намного легче.

Спустя еще какое-то время начали происходить чудеса. В проекте, который реализовывался на территории двух разных стран, на расстоянии нескольких тысяч километров, на разных языках, появилась синергия: мысль одного человека находила продолжение в работе других подразделений, зов о помощи откликался поддержкой многих людей, там, где раньше спорили, сейчас искали оптимальное решение.

Характерные черты характера детей Водолеев

Наиболее верная фраза, описывающая маленьких Водолеев: «Невозможное — возможно». Как и другие дети воздуха (Близнецы и Весы), Водолей привыкли полагаться на свой интеллект и логические решения. Они стремятся воспринимать окружающий мир объективно, используя разум, который у них главенствует над чувствами. Они часто кажутся немного отстранёнными и беспристрастными и могут быть сдержанными и не проявлять свои эмоции.

Такие дети хотят добиться полной независимости и не требуют для этого чьей-то поддержки. Они предпочитают поступать так, как считают нужным и не прислушиваются для этого мнения окружающих людей. Они способны быть самодостаточными и не плясать ни под чью дудку. Они в высшей степени индивидуалисты. Личная свобода, индивидуальность и независимость необходима маленьким Водолеям. Если им недостаёт этого, то .

Читайте также:  Диета кормящей матери при грудном вскармливании

Очень часто дети Водолеи подходят нетрадиционно ко всему. Как и все знаки воздуха, они не страдают излишним консерватизмом. Иногда они буквально восстают против устоявшихся традиций и обычаев. Очень часто они производят впечатление бунтарей, стремятся отойти от принятых норм и привнести в жизнь что-нибудь новое. Они могут достаточно круто подходить к решению задач, но несмотря на это они достаточно разумны и рациональны.

Дети подобного склада ума непостоянны и непоследовательны, они могут испытывать полное безразличие ко всему, что их окружает. Их может не волновать, во что они одеты и обуты, даже если намечается какое-нибудь праздничное событие.

Дети Водолей часто тянуться к познаниям, у них врождённая тяга к изобретательству, исследованиям и к науке. Они часто интересуются новыми открытиями, технологиями и разработками, им очень нравится фантастика. Такие дети обладают врождённым любопытством, которое и усиливает у них эти навыки. Они обладают неплохой памятью и могут хорошо преуспеть в учёбе. При правильном воспитании, в школьном обучении Водолеи проявляют самостоятельность, и не будут нуждаться в вашем контроле и руководстве.

Дети Водолеи отличаются оригинальностью и не приемлют какие-либо шаблоны. У них широкий круг интересов и увлечений и друзья в их компании могут быть самыми разнообразными по своим взглядам и темпераменту.

Недостатки, присущие детям Водолеям

Один из главных недостатков таки детей — это стремление к бунтарству. В них загадочным образом умещается и рациональность разума, и стремление к бунтарству, что делает их часто непредсказуемыми детьми.

Вторая проблема Водолеев — это пренебрежение окружающими людьми. Происходит это из-за того, что они могут быть сильно сконцентрированы на решении или на изучении каких-либо глобальных задач и из-за этого часто пренебрегают интересами своих друзей и родных.

Общая характеристика

Водолей – сложный для понимания в наших стандартных представлениях знак. С ребенком будет непросто, но интересно. Зато все ваши вложенные в его развитие усилия окупятся. С таким ребенком не будет работать классическая система, прививающая послушание взрослым. Не стоит добиваться абсолютного подчинения, ведь такой личности нужна довольно большая степень свободы для осознания и выражения своей индивидуальности.

Общая характеристика

Он неуклонно стремится в будущее, постоянно готов меняться, внутри него кипит множество идей, за которыми окружающим сложно успевать. Для них характерно неутомимое стремление ко всему новому и неизведанному, потребность развиваться по-своему, высокая умственная и физическая активность, независимость суждений и наличие собственной точки зрения.

Общая характеристика

Общая характеристика

В школе ребенок Водолей будет учиться хорошо во многом благодаря своим природным данным. Чтобы порадовать родителей, он может стать хорошистом, но глубокие знания будет проявлять лишь в тех областях, которые будут ему интересны.

Общая характеристика

Проблемы могут возникнуть с дисциплиной, ведь маленький мыслитель не признает никаких правил и авторитетов.

Общая характеристика

Хорошо, если вам попадется мудрый и демократичный учитель, который не будет загонять ребенка в жесткие рамки, а позволит ему некоторую самостоятельность в развитии в пределах его индивидуальных возможностей.

Общая характеристика

Общая характеристика

Среди одноклассников Водолей может стать как популярным активистом, так и спокойным созерцателем. В любом случае его лидерство будет, скорее, неформальным. Он не стремится к внешним атрибутам успеха и власти. Для него важнее спокойствие и гармония вокруг. Чутко реагируя на эмоции и настроения окружающих, он может действовать только в достаточно спокойной и психологически комфортной обстановке. Поэтому подготовьтесь заранее к тому, что вашему школьнику понадобится уединенный уголок или даже отдельная комната для выполнения домашних заданий.

Общая характеристика

Ребенок Водолей – это стрела, устремленная вперёд. Вам не стоит пугаться этого и задаваться вопросами о том, сможете ли вы дать соответствующее воспитание такому маленькому необычному человеку со сложными задатками. Куда будет направлен вектор его личности, зависит именно от вас.

Общая характеристика

Общая характеристика

Подстелить соломку

– Родители настраивают ребёнка на спортивную, музыкальную, научную карьеру. И если она рушится, то ребёнку не за что зацепиться.

– Действительно, когда человек в одной какой-то сфере терпит неудачу, его поддерживает то, что в других неплохо идёт. Поэтому нужно предлагать ребёнку разные интересы, чтобы он развивался разносторонне, а не концентрировался на чём-то одном. У школьных вундеркиндов (это и природой заложено, но ещё и усиливается воспитанием) зачастую недоразвит социальный, эмоциональный интеллект. Они плохо встраиваются в общение, с трудом понимают социальные ситуации. Точно так же, когда что-то не ладится, например, в спортивной команде, важно, чтобы у ребёнка было с кем поделиться. А если все твои друзья из той же ­команды, да ещё и конкуренты, то все внутренние переживания ему приходится держать в себе.

Наконец, когда ставка делается на что-то одно, то появляется избыточная мотивация, которая тоже мешает. Большие ожидания могут обернуться большими разочарованиями.

Читайте также:  Когда же новорожденный малыш начинает видеть?

– Из истории мы знаем немало примеров, когда великих музыкантов в детстве чуть ли не палками били, чтобы они занимались…

– Конечно, рано или поздно если ребёнок не сломается, то придёт к успеху. Увы, в каждом конкретном случае мы не знаем, сломается или нет. А известные истории успеха сильно подпитывают родительский энтузиазм. Мне часто приходится в практике сталкиваться с ситуациями, когда родители сами были спортсменами, но не достигли вершин и начинают заниматься спортивной карьерой детей. Они принимают сознательное решение давить на ребёнка. И очень часто уходят из терапии, думая, что будет успех – будет и счастье и всё остальное приложится.

Им тяжело понять и смириться, что ребёнок может просто не захотеть быть в чём-то выдающимся. Их это очень пугает. Мне кажется, это больше менталитет западного общества: неуспешный человек не может быть счастливым, при этом сам успех понимается довольно узко – как профессио­нальные достижения, богат­ство. И по­этому в детей нередко стараются в школе затолкнуть всё что можно. Как бы подстилают соломку со всех сторон. Но пока родители этим заняты, у них совсем теряется контакт с деть­ми. А вот это для развития ребёнка самое страшное. На пределе возможностей. Как понять, что ребенок перегружен? Подробнее

Подстелить соломку

– Но вот сейчас многие родители делятся тем, как их дети сдавали ЕГЭ. И оказывается, выше баллы у тех, кто профессио­нально занимался музыкой или спортом, имеет высокие разряды. В них точно не заталкивали всё подряд, они и школу-то частенько прогуливали.

– ЕГЭ – всё-таки не совсем история про успеваемость. Во многом это проверка на стрессо­устойчивость. И у детей, которые участвуют в соревнованиях, стрессоустойчивость повышается. То ограниченное время, которое у них есть, они тратят фактически на натаскивание на экзамен.

Плюс к тому круглые отличники – это зачастую дети, которым сложно выбрать прио­ритеты, выделить, что для них главное. Они просто не допускают для себя возможности какие-то уроки готовить, а какие-то – нет. А кроме того, часто дети, которые всё время переживают из-за оценок, научаются именно получать оценки, а не знания.

Вопрос-ответ Как заставить детей читать? – Так всё же – нужны строгие требования или демократия?

– Конечно, ребёнка важно поддерживать, учитывать интересы, принимать ошибки. При этом жёсткие требования, чёткие границы тоже нужно устанавливать, приучать к ответственности. Важно чувствовать, когда ребёнку плохо и у него нет сил и когда он капризничает.

У родителей часто есть идея, что неправильно как-то подстраиваться под ребёнка, подбирать для него стимулы заниматься, продумывать награды. Они уверены, что воспитают настоящего человека, если всё идёт по сценарию «родитель сказал – ребёнок сделал». Хотелось бы эту идею развенчать. Нормальные дети в большинстве случаев не так реагируют. У них есть свои по­требности, настроения, и маленькие дети часто не могут словами сказать, что им плохо и не нравится. Важно это чувствовать. Когда ребёнок послушно выполняет все ваши требования – это не самые нормальные отношения между родителями и детьми.

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Что почитать о воспитании успешных детей в будущем

  • Как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
  • Почему программирование — новая грамотность и зачем учить этому детей
  • Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего
  • Людмила Петрановская — о том, как выжить в самоизоляции с детьми
  • Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
  • Какое будущее ждет школьное образование

Как отличить ребенка с комплексами от интроверта

Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.

Как отличить ребенка с комплексами от интроверта

Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:

  1. Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
  2. Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
  3. Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.