7 причин, по которым первоклашки теряют интерес к школе

Мы желаем детям здоровья и счастья и надеемся, что их жизнь сложится удачным образом: им повезет в любви и дружбе, будут сопутствовать успехи в работе, дети реализуют свои способности и таланты. Именно поэтому мы делаем акцент на хорошее образование и призываем детей получить максимум знаний в школьные и студенческие годы. Вот только тягу к знаниям не назовешь качеством врожденным, и нередко родительские действия встречают силу противодействия.

Современные пособия для обучения

Чтобы привить любовь к учебе, родителям необходимо знать о том, какие оригинальные устройства предлагают сегодня производители игрушек. Многие дети предпочитают изучать буквы и учиться читать с помощью интерактивной разговаривающей азбуки. Она оборудована звуковыми кнопками, на которые нужно нажимать, чтобы услышать, как буквы произносятся.

Много информации дети получают из книг. Каждый экземпляр является настоящей сокровищницей знаний, которая прошла проверку временем. Современные книги с невообразимыми иллюстрациями, звуковыми эффектами и объемными картинками привлекают внимание малышей с раннего возраста. Воспитать любовь к знаниям можно с помощью:

  • детских наборов для исследований и опытов – малыш сможет экспериментировать и изучать принцип действия самых различных приборов;
  • обучающих звуковых плакатов – чтение, письмо, изучение географии, математики и других наук проходит в интерактивной форме и сопровождается звуковыми эффектами;
  • детских компьютеров – при помощи двуязычного планшета можно учить ребенка русскому и английскому языку;
  • говорящих книжек и энциклопедий – дети могут не только просматривать яркие изображения, но и слушать увлекательные истории о них, запоминать интересные факты.

Особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать период перехода от детства к зрелости, он приходится на промежуток времени от 11 до 15-19 лет. В это важное для ребенка время происходит его подготовка к будущей взрослой жизни, выполнению профессиональных и семейных обязанностей. Трудность переходного возраста в том, что к подростку перестают снисходительно относиться как к ребенку, но привилегиями взрослых он еще пользоваться не может.

Кроме того, в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, ребенку трудно привыкнуть, принять свою быстро меняющуюся внешность. Психика так же претерпевает изменения, юноши и девушки начинают проявлять интерес друг к другу. Поэтому на первое место вместо учебы приходит беспокойство по поводу своего внешнего вида, обретение навыков общения с противоположным полом.

Читайте также:  Как научить ребенка думать, размышлять и анализировать

В период взросления дети выражают свое неповиновение родителям, отказываются их слушать, вступают с ними в конфликт. Это связано с поиском собственного места в жизни, попыткой ощутить себя взрослым самостоятельным человеком. Если окружающие взрослые проявляют к подростку неуважение, постоянно обвиняют его и принуждают к совершению тех или иных действий, он становится бунтарем, восстает против общества и принятых в нем норм поведения.

Важно! В зависимости от характера и личных особенностей ребенка, в переходном возрасте он может потерять интерес к учебе. Родителям, чтобы знать, как исправить ситуацию, нужно сначала разобраться, с чем связано нежелание подростка учиться.

Почемучка – это хорошо

С самого раннего возраста малыши начинают проявлять любознательность. Чем бы они ни интересовались, какой бы вопрос ни задавали родителям, ответ на него должен быть дан обязательно.

Своим участием в знакомстве ребенка с окружающим миром родители не только поощряют его интерес, но и мотивируют к обучению в школе. Вокруг столько секретов, и раскрывать их так интересно, что малыш сам захочет узнать все обо всем.

Распорядок дня школьника

Ничто ни играет такой роли при освоении первоклассника в учебном заведении, как соблюдение привычного распорядка дня. Подъем, гигиенические процедуры, делание уроков, отдых и игры – всему должно быть свое время. Без соблюдения распорядка ребенок будет быстрее уставать, меньше времени уделять занятиям. А с современными учебными программами не мудрено, что юные умы с таким трудом переносят нагрузки в школах и дома.

Подходящее окружение

Один из фундаментальных законов социальной психологии – бытие формирует сознание. В отношении первоклассника это нужно понимать, как необходимость создания окружения из сверстников, равных ему по талантам. Ведь особенно сложно мотивировать ребенка к учебе, если его определили в слабый класс, где он и так всегда будет в числе лучших.

Поэтому еще задолго до первого класса начинаем отбор подходящих школ, знакомимся с учительским персоналом, узнаем о достижениях учеников заведения на олимпиадах и т. д. Обязательно устраиваем своего ребенка в самый сильный класс, где ему попросту придется прилежно учиться, если он хочет быть лучшим.

Читайте также:  Как правильно, и без лишних эмоций, научить ребенка слушаться

Похвала – лучшая мотивация

Наконец, упомянем и о необходимости поощрения со стороны родителей. Сколь бы развитым не по годам был ваш ребенок, большую часть своих успехов он делает для мамы и папы. Точнее – для того, чтобы заслужить одобрение с их стороны.

Нет лучшей мотивации для малыша, чем гордость родителей, поход в зоопарк на выходных, новая игрушка за успешное окончание четверти. Но при этом взрослые обязаны найти правильный баланс одобрения и балования. Хвалить за любую мелочь – слишком расточительно.

Если вашему ребенку уже завтра идти в школу, задумываться, как мотивировать его к учебе, уже поздно. Привить ему любовь к знаниям намного легче, если с самого раннего возраста подпитывать его любознательность.

Высокие требования от родителей

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок хорошо учился: получал четверки и пятерки, быстро понимал и запоминал материал, без труда справлялся с любыми заданиями. Но на практике так происходит далеко не всегда. Поступая в первый класс, ребенок испытывает серьезный стресс. Ему приходится одновременно налаживать отношения с одноклассниками и сохранять внимание на уроках. Большинству детей не удается быстро приспособиться, и они теряют интерес к учебному процессу.

Родители не всегда понимают это, и требуют от ребенка большей самоотдачи. Но нужно помнить, что обучение в первом классе направлено скорее на адаптацию к школе и на привитие интереса к учебе. Поэтому взрослым не стоит давить на первоклассника, если у него что-то не получается. Лучше помогать ему с освоением сложных тем, делая акцент на достижениях, а не на неудачах.

Познавательная мотивация

Лучшей мотивацией среди всех остальных является именно познавательная. Она всецело является частью учебного процесса. С ее помощью ребенок только радуется приобретенным знаниям и умениям. Дети активно проявляют любопытство, ищут разнообразные подходы к решению поставленной преподавателем задачи.

Три основных составляющих познавательных мотивов:

Познавательная мотивация
  1. Позитивные чувства к образовательному процессу.
  2. Радость при узнавании чего-то нового.
  3. Мотивация, находящаяся в деятельности.

Под такого рода мотивам подразумевается нечто в деятельности, которое заставляет заниматься ею не зависимо от каких-то других причин. Такое обычно именуют интересом. Ничто не определяет его возникновение, но что-либо может подкрепить или пошатнуть его. Главной задачей семьи становятся воспитание стремления к знаниям и желания получать образование. Это будет огромным преимуществом в будущем ребенка.

Читайте также:  Бойтесь послушных детей! Как воспитать ребёнка успешным и счастливым

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:

1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия. Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться. Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.

4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки. Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать.

Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога

5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.

То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни. В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!