5 эффективных способов привить любовь к чтению

Знакомство с книгой для ребенка — трудоемкий, увлекательный и интересный процесс. Перед поступлением в школу желательно, чтобы ребенок уже умел читать. Если не было возможности посещать детский сад или проходить предшкольную подготовку — не беда: познакомить малыша со звуками и буквами можно и самим родителям.

Личный пример

Личный пример – самый действенный метод. Пусть ваше чадо постоянно видит, как бережно вы относитесь к книгам и с каким интересом вы читаете художественную литературу. Старайтесь отдыхать не с включенным телевизором или компьютером, а с книгой в руках – ребенок сразу поймет, что чтение выигрывает перед фильмами или телепередачами. Несомненно, в вашем доме должна быть библиотека. Познакомьте ребенка с книгами вашего дома, поощряйте его к созданию подобной библиотеки.

Если чтение до этого не являлось вашим хобби, рекомендуем прочитать нашу статью о том, что нужно читать взрослым.

Как правильно привить любовь к чтению: простые правила

К счастью или сожалению, удовлетворение познавательной функции в наше время взял на себя интернет.

Простой пример:

И все же есть простые и эффективные способы привить ребенку любовь к чтению:

Собственный пример

Без этого никак – если родители упорно доказывают своему чаду, что читать нужно, а то вырастишь бездарем, но сами при этом книг в руки не берут, все попытки потерпят фиаско.

Учитывайте интересы

Все детки разные, кому-то интересно устройство техники, кому-то устройство галактики, а кого-то непреодолима влекут все бездомные кошки во дворе. Вы возбудить интерес к сфере, которая малыша абсолютно не волнует. Старайтесь подбирать литературу, которая идет в разрез с интересами малыша, книги в которых он найдет ответы на интересующие вопросы, узнает именно для себя много интересного и полезного.

Начинайте как можно раньше

Одновременно с погремушками, мягкими игрушками в доме должны появляться и первые книги с яркими крупными картинками. Они должны быть либо мягкими, либо из плотного картона. Главное, чтоб их нельзя было порвать. Каждый день уделяйте время рассматриванию картинок и чтению.

Обсуждайте

Изучение первых книг должно быть совместным. Всегда обсуждайте прочитанное, просите малыша пересказать сюжет, придумать несколько вариантов финала. Делайте совместные морально-этические выводы. Позже малыш, уже читая самостоятельно, с удовольствием будет рассказывать о прочитанном.

Хвалите и поощряйте

Для современных гиперактивных детей чтение настоящая мука. Малышу проще и быстрее посмотреть видео, чем прочитать рассказ. Всегда хвалите его, видя, что в руках у ребенка книга, спрашивайте о впечатлениях, советуйте литературу.

Если следовать простым правилам – чтение станет неотъемлемой частью жизни маленького человека. Важно немного приложить усилий, результат не заставит себя ждать.

В свою очередь Школа раннего развития «УмНяша» в Москве приглашает детей от 1 до 7 лет на увлекательные развивающие занятия. Опытные педагоги за несколько уроков научат ваших малышей читать и считать. Наши филиалы находятся в Северном и Южном Бутово, Солнцево – приходите, мы знаем секреты раннего развития детей.

В каком возрасте учить ребенка читать по слогам?

Психологи советуют не торопиться с этим занятием. Как показывает практика, малышу в 3-4 года совершенно не интересно сидеть над книжкой и учить слоги. Если в этом возрасте малыш проявляет интерес к прослушиванию сказок, любит рассматривать иллюстрации в книгах, то это уже многого стоит. Конечно, если ребенок в эти годы сам тянется к изучению грамоты, то можно пойти на это, но не перегружая ум крохи.

Зато в 5-6 лет начинать учить слоги уже рекомендуется. Этот период уже можно назвать подготовкой к школе, поэтому следует научить его читать и писать короткие слова, фразы, печатными буквами: БАБА, МАМА, МОЛОКО, КОРОВА, ПАПА и т.д. Обычно этому учат в детском саду или дошкольных группах. Если малыш по каким-то причинам не посещает сад или другие занятия, то обучить простейшим словам — обязанность родителей.

Читайте также:  Как и чем занять детей дома \ Что нужно знать родителям?

Существуют дошкольные программы обучения, где малышей перед первым классом обучают основам чтения и счета.

Ребенку, который знает основы счета и чтения, будет гораздо проще привыкнуть к школьным нагрузкам и начать развивать наравне со своими сверстниками.

Учим в игровой форме

В обучении ребенка чему либо главное поддерживать его интерес. Если сухо и бегло заставить ребенка зазубрить слоги, то это только осложнить весь дальнейший процесс обучения. Нужно быть готовым к тому, что первые шаги к образованию будут происходить медленно. Наберитесь терпения и выдержки, не поддавайтесь эмоциям и главное — не кричите на ребенка. Пусть обучение движется плавно, спокойно, с остановками там, где они необходимы. Не превращайте учебу в стресс. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш воспринимал это как занимательную игру.

С чего начать?

Во-первых, следует определиться с уровнем подготовки ребенка. Занятия можно разделить на несколько этапов:

  1. Изучение простых гласных звуков — А, О, У, Ы, А.
  2. Изучение согласных — Н, М.
  3. Изучение шипящих согласных — Ш, Щ, Ч, Ц, С.

Не путайте звуки и буквы алфавита. Буква «Н» называется «Эн», но звук дает «Н». Учите с малышом именно звуки и следите за правильным произношением.

Каждый урок повторяйте то, что изучили в прошлый раз. Это способствует тому, что малыш укрепит в памяти пройденный материал. Повторять выученный слог стоит по несколько раз.

Подготовьте специальные карточки со слогами. Предложите малышу вытянуть карту и назвать слог. Так будет поддержана игровая форма. Карточки со слогами вы найдете в конце статьи. Просто сохрани и распечатай на принтере.

После того, как малыш уже знает звуки, можно переходить к составлению слогов. Этот процесс можно также разбить на несколько периодов:

  1. Простые слоги — МА, МЫ, РА, МУ, МО и т.д.
  2. Сложные слоги — ПО, УП, УФ и т.д.

Для начала объясните ребенку, что означает слог. Да, ребенок не понимает этого процесса. Можно попробовать объяснить в игровой форме:

Звук «Ммм» бежит к звуку «Ааа». Они встретились, взялись с за руки и стали одним звуком «Мммаааа».

Да, именно так протяжно произносите звуки. Специалисты рекомендуют начинать учить слоги именно с этих звуков, так как слова «мама» самое привычное для детей. Если ребенок неправильно произносит слоги, сразу его поправляйте, иначе потом выправить верное произношение будет гораздо сложнее.

После того, как ребенок поймет принцип «склеивания» звуков, можно приступать к изучению простейших слогов: «МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ» — основа, с которой начинают учить слоги многие учебники.

Теперь можно начинать изучать шипящие слоги и более сложные. Не стоит торопиться и просить ребенка прочитать слово после пары выученных слогов. Для начала стоит довести чтение слогов до автоматизма, лишь потом прибегать к изучению целых слов.

В каком возрасте учить ребенка читать по слогам?

Каждый раз усложняйте изучаемые слоги, но не забывайте повторять пройденные. Учить слова целиком стоит с самых простейших слов, которые состоят из 3-4 букв: мал, лор, кот и т.д.

В каком возрасте учить ребенка читать по слогам?

Советы родителям:

В каком возрасте учить ребенка читать по слогам?
  • Не торопитесь. Скорость обучения индивидуальна. Некоторые дети схватывают налету, другим требуется более тщательное изучение.
  • Каждый урок вспоминайте пройденные слоги, даже самые простые.
  • Не ругайте ребенка за ошибки. Он только учится, стоит это понимать. Иначе учеба у ребенка будет ассоциироваться со стрессом и агрессией.
  • Используйте игровую форму. Приготовьте карточки со слогами. Они облегчат изучение.
  • Не начинайте учить читать слишком рано. Оптимальный возраст — 5-6 лет.
  • Произносите все слоги и звуки четко и медленно. Корректируйте ошибки произношения ребенка сразу.
В каком возрасте учить ребенка читать по слогам?

Помощники в изучении:

В каком возрасте учить ребенка читать по слогам?

Склад слов с помощью магнитных кубиков — методика Е. Чаплыгина

Оптимальная методика изучения чтения по слогам — «Букварь» Н.С. Жукова.

Игра — Обучающие карточки:

Польза и вред раннего обучения чтению

«Родители должны заниматься ранним обучением собственного чада, чтобы поскорее научить его всему и сразу» – именно такие изречения можно встретить на многих «мамских» форумах. Ведь далеко не каждый родитель знает, когда ребенка надо учить читать, чтобы не упустить этот самый «нужный» момент.

Раннее развитие действительно имеет большое количество преимуществ:

  1. Постоянное общение с малышом. Несмотря на всю сложность заданий, которые стоят перед малышом – он проводит время со своими родителями. Регулярное общение в кругу семьи положительно сказывается на психическом здоровье мальчиков и девочек.
  2. Возможность выучить новую информацию. В процессе чтения ребенок открывает для себя много нового и интересного. Безусловно, узнать определенные факты он сможет и без раннего развития, но использование развивающей литературы сделает процесс обучения максимально увлекательным.
  3. Развитие мозга. Когда малыш начинает изучать новую для него информацию, происходит тренировка мозга без особого напряжения – это поможет ребенку быстрее запоминать и усваивать прочитанное. В результате можно будет уменьшить нагрузку в процессе обучения в школе и с успехом подниматься по «лестнице знаний».
  4. Получение полезных навыков. Если начинать учить ребенка читать в раннем возрасте, можно тренировать его мышление, развивать логику, что способствует приобретению новых важных навыков. Это, так называемый, «фундамент» для дальнейшего обучения малыша. Имея, хотя бы минимальную подготовку, дошкольнику будет легче запоминать новую информацию.
  5. Повышение самооценки. Похвала работает для взрослых и детей. Замечая результаты своей работы с чадом, родители смогут похвалить сами себя. Кроме того, ребенок непременно почувствует гордость мамы и папы, что подтолкнет его к новым победам.

Однако раннее развитие детей имеет и некоторые минусы:

  1. Родители слишком увлекаются ранним развитием своего чада. Такой процесс может стать способом самореализации, когда каждый родитель старается доказать, что именно его ребенок является умным и смышленым.
  2. Много сил и времени. Во время занятий мамы и папы забывают о том, чтобы уделить время себе. Кроме того, ребенку также требуется свободное время для отдыха.
  3. Интересы малыша отходят на второй план. Раннее дошкольное развитие подразумевает применение игрового метода для обучения малышей. В таком возрасте дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть со своими сверстниками, с домашними животными, а не постоянно сидеть за книгами. Именно поэтому так важно сделать процесс обучения в виде увлекательной игры.
  4. Неподготовленность к получению новых знаний. Детский мозг способен воспринимать только ту информацию, которая соответствует возрастной категории малыша и его основным потребностям. Когда неподготовленному ребенку предлагают изучить большой объем информации – это не принесет никаких результатов. Кроме того, это может вызывать негативное отношение к процессу обучения в целом.

Учитывая все «за» и «против» раннего развития, современные родители могут с легкостью построить оптимальную схему работы со своим ребенком.

Рецепт любви к книгам из мемуаров

Рецепт «читайте сами — и ваши дети тоже будут читать» с моими детьми не сработал. Читаю я много, запоями. Вырабатывание привычек через ежедневное чтение тоже не работало — улучшалась только техника чтения, а любовь не просыпалась. Вариант недочитанного перед сном рассказа, который якобы пробуждает интерес, тоже оказался несостоятельным — мои дети показывали чудеса выдержки и ждали, когда я его дочитаю им сама. Ну, в общем, все общепринятые рецепты были опробованы.

Тогда я пошла методом поиска причин моей любви к чтению. Вообще мою страсть к литературе можно описывать как любовный роман. Она была разной, сложной, болезненной, бредовой, как любое любовное приключение.

Книжные магазины, библиотеки с детства стали моей слабостью. До сих пор помню, как первый раз мама меня привела в книжный. Правда, пришли мы туда не за книгами, а за пластинками. Телевизора у нас в доме не было, поэтому среди немногих развлечений, доступных мне, было заслушивание пластинок до дыр. Чаще всего это были сказки.

На первой пластинке, которая запала мне в память на долгие годы, была сказка «Кто сказал "гав"?». Это был маленький магический диск, который скрипучим и трещащим голосом рассказывал мне снова и снова сказочный детектив о том, кто же потревожил общественность. Мне уже 30 с хвостиком, а этот голос до сих пор, как живой, звучит у меня в голове.

Но книжные магазины я полюбила не за аудиокниги в виде пластинок, а за запах. Красивые книги в новеньких переплетах стояли на полках и излучали манящий запах новой бумаги, новых приключений, новой тайны. Я до сих пор, как токсикоман, утыкаюсь носом в свежекупленную книгу.

А если перемотать пленку памяти еще дальше, то отчетливо всплывает мамин страх, что я никогда не буду читать. Она никогда не заставляла меня отчитывать дневную норму, никогда не пихала в меня книги, и даже список литературы на лето я всегда читала по собственному желанию. Единственное, что она мне показывала, — это свой страх (тут я поняла, что не читать — страшно) и свою любовь к книгам.

Если при фразе «любовь к книгам» у вас перед глазами сразу появилась картинка моей мамы, читающей в кресле возле книжных стеллажей, то я вас разочарую. Я ни разу не видела свою маму читающей что-нибудь толще газеты или же читающей маленькой мне сказки! Клянусь!

К тому времени, когда я дозрела до самостоятельного чтения, ее любовь к книгам оставалась лишь в воспоминаниях. Но зато какими эти воспоминания были! Красочными, манящими! Она рассказывала мне о прочитанных в юности книгах, как о странах, в которых побывала. Но любовь к книгам у меня через эти рассказы сразу не пришла — сначала я полюбила сами эти рассказы. Они стали для меня одной из немногочисленных ниточек, которые связывали меня с мамой.

Больше всего мне запомнились не содержание прочитанных ею книг, а ее эмоции, ее горящие глаза. Воспоминания о книгах были воспоминаниями о самых лучших пережитых ею моментах жизни. Таким образом, у меня четко закрепились две мысли в голове: «не читать — страшно», «читать — очень увлекательно и захватывающе».

Итак, проанализировав себя и свое детство, я пришла к выводу, что любовь к чтению передается, во-первых, при наличии оной у родителя (и речь идет про настоящую любовь, а не показную), а во-вторых, если эта любовь показывается ребенку, а не остается только между вами и книгой.

Топ-книг, понравившихся старшим школьникам, посещающим библиотеки

Джоан К. Роулинг, серия о Гарри Поттере

Читайте также:  Как ухаживать за новорожденным мальчиком

Николай Гоголь, "Тарас Бульба"

Наталья Щерба, серия "Часодеи"

Дмитрий Глуховский, "Метро 2033" и книги других авторов серии "Вселенная Метро 2033"

Жюль Верн, "Таинственный остров"

Федор Достоевский, "Преступление и наказание"

Николай Гоголь, "Ревизор"

Артур Конан Дойль, серия о Шерлоке Холмсе

Стивен Кинг, "Оно"

Александр Грибоедов, "Горе от ума"

Как возвратить заинтересованность ребёнка к чтению?

Пример родителей

Если ребёнок не видит, как читают мама и папа, с кого ему брать пример? Дети – копия своих родителей. Когда малыш видит, как родители запоем читают книги, он привыкает к мысли, что книга — это нечто захватывающее, поэтому с ней нужно познакомиться поближе.

Кино в помощь

Ребёнок и так живёт в телевизоре и компьютере? Можно применить его влечение к мультфильмам, сериалам и компьютерным играм, созданным по сюжетам книг. Посмотрели «Винни-Пуха», теперь можно прочитать о нём в книге. С детьми постарше можно вместе посмотреть фильмы о Гарри Поттере, а в конце произнести с умным видом: «Неплохо, но книга намного круче…»

Не стоит торопиться

Некоторые родители, увидев, что ребёнок начинает интересоваться чтением, с энтузиазмом бросаются ему на помощь, тащат в библиотеку, с упоением рассказывают о перспективах чтения. Этим можно только отпугнуть малыша. Ему нужно привыкнуть к чтению. Пусть он сам решает, что и когда ему читать. Не надо налегать на него, ему и школы достаточно.

Совместный выбор книг

Как возвратить заинтересованность ребёнка к чтению?

Сначала родителям стоит составить список книг согласно возрасту, темпераменту и интересам ребёнка. Сравнить его со списком книг, рекомендованных школой. Если вдруг какое-то произведение покажется ненужным, не следует выказывать своё отрицательное отношение. Наоборот, надо постараться увлечь малыша, чтобы он с нетерпением ждал продолжения.

Чтение про себя экономит массу времени

Необходимо приучить ребёнка спрашивать про неясные слова и термины, научиться пользоваться для этой цели интернетом.

В любом случае родительская роль в вопросе заинтересованности ребёнка к чтению ведущая.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:Анималов В.С.

Научный консультант редакции сайта «Как и Почему». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 – 76533. Издание «Как и почему» входит в список социально значимых ресурсов РФ.

Читайте с ребёнком по очереди

Если ребёнок выбрал толстую книгу и ему трудно её читать, помогите ему. Читайте с ним вслух по очереди: малыш — заголовки, вы — текст. Затем по абзацу, главе и так далее. Порой для того, чтобы увлечь ребёнка чтением, нужно познакомить его с сюжетом и с той частью, где всё ново и непонятно.

В 2012 году Национальная библиотека Беларуси опубликовала социологическое исследование. Библиотеки республики изучили, как развивается детское чтение и какова роль родителей в этом процессе. Выяснилось, что с возрастом интерес к книгам утихает: в 7 лет у детей в приоритетах чтение, а в 15 — общение с друзьями